-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в limada

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2011
Записей: 17862
Комментариев: 28663
Написано: 50647


Искусство Рене Лалика

Пятница, 19 Октября 2012 г. 15:57 + в цитатник

 

вишенка

"Украшение - это "каприз, застывший в своем полете". Гармонично сливаясь с женщиной, становясь ее частью, украшение лишь одним своим присутствием оберегает ее чувства и воплощает ее добродетель. Кольца, подвески, амулеты, сочетаясь с образом их обладательницы, могут рассказать и о ее душе. Когда драгоценность является произведением истинного художника, она несет в себе нечто особенное, свойства, присущие несравненному талисману. Произведение искусства, составляющее единое целое с женщиной, возможно, дарит ей новые чувства, ощущение независимости и превосходства. Она более не объект для украшений, отныне она сама их выбирает и останавливает свой взор на художнике, который достоин прославлять ее своим талантом." Mathey



Рене Лалик родился в 1860 году и провел детство в Париже и в любимой с детства Шампани. Он писал: " Там я ощущал желание отрешиться от всего. Там под сенью огромных деревьев мой родины сердце покидали печали, и все, казалось, говорило о любви". 
Декоративный язык произведений Лалика сложился под влиянием его детских зарисовок окружающей среды, повторенных на протяжении многих лет в многочисленных набросках, в подготовительных рисунках и ставших питательной средой для его необычных творений.

Его рисунки, этюды, фотографии были не просто методичной фиксацией материала, сделанной с научной строгостью, а скорее сокровенным постижением тайн природы и глубоким самовыражением, потому что в малом отражается большое, в детали - целое. Этот безусловный принцип целостности в искусстве, являющийся выражением его символической природы как таковой, совпал не только с природой стиля модерн, но и с творческой натурой Лалика-художника: "Мое восприятие природы - это сама жизнь моего духа: я чувствую, что я нахожусь в ней. Рисовать пейзажи, которые я вижу, в соответствии с тональностями, которые я наблюдаю, - значит раскрывать секрет моей души. Природа - это символ моей сущности и моей жизни". 

Рене Лалик и его супруга, Алиса Ледрю, сентябрь 1903 г.



Рене Лалик стал поистине "законодателем новой эпохи" в ювелирном деле. Он начал создавать нечто совершенно новое в этой области в 1890 году и работал примерно до конца первого десятилетия ХХ века. Как заметила Вивьен Беккер, "Лалик боролся за то, чтобы поднять ювелирное дело на новый уровень, способствуя таким образом рождению совершенно новой художественной формы - синтеза всех искусств: литературы, поэзии, живописи, скульптуры, фотографии и искусства создания ювелирных украшений". 







Рисунки двух головных уборов для Сары Бернар в роли Теодоры в спектакле "Теодора" В. Сарду.





Рене Лалик использовал все технические возможности эмали, ее сверкающую и разнообразную палитру, ее взаимодействие с золотом, реже с серебром, а также бриллианты и, главным образом, цветные камни, чтобы передать жизнь растений и цветов, часто ассоциирующихся с женскими лицами. 



Еще один любимый и часто использовавшийся Лаликом в ювелирных изделиях материал – рог. Его необыкновенная текстура и прозрачность особенно восхищали мастера. Оказалось, что при различной толщине пластинки рога дают различные оттенки цветов, чем художник с успехом пользовался при создании новаторских украшений.
Изделия из рога позволяют проследить, как развивался интерес Лалика к темам природы – растительного и животного мира; в них особенно заметно влияние японского искусства, мода на которое распространилась по всей Европе в середине ХIХ столетия, когда Япония открылась западному миру.
Именно гребень является ключевым элементом дамских туалетов в Стране восходящего солнца. О влиянии японских мотивов на художественное творчество тех лет ярко свидетельствуют слова Анри Вевера: «Не то чтобы мы вдруг начали использовать работы японцев в качестве моделей; они просто стали настоящими путеводными знаками , возвращающими нас к взаимодействию с природой, от которой все мы дружно отвернулись начиная с эпохи Средневековья».
Лалик довольно часто использовал в декоре своих гребней насекомых, поскольку их изображения на японских гравюрах и в книгах заполонили в то время европейские галереи и книжные магазины и влияние их на сознание европейских умов было огромным.





В поэтической вселенной Лалика с ее символами и чудесными превращениями нашлось место и для животных. Они были наделены активностью, которой Лалик лишил образы людей. Беспокойные насекомые копошатся на поверхности ювелирных изделий, брошей, гребней, украшений для корсажей: осы, жуки-олени ... они пересекаются с летящими птицами, ласточками, дневными бабочками и ночными летучими мышами.









Женщина была одновременно объектом и сюжетом украшений Лалика, она стала источником множества интерпретаций и метаморфоз, порожденных не только символизмом, но и легендами античности. Мы встречаем сирену со струящимися волосами, часто находим таких странных существ, как превращенную в стрекозу женщину, как бы рождающуюся из пасти дракона с безмятежным выражением Венеры Боттичелли и женщину-стрекозу, образцом для которой послужила Луа Фюллер. 















Рене Лалик создал множество женских образов, вырезанных на тончайших пластинах из слоновой кости и на таких матовых камнях, как халцедон и удивительный зеленый хризопраз.









Диадема для спектакля "Береника".



В 1908 году Лалик арендовал стекольный завод в Комб-ла-Вилле, недалеко от Парижа, чтобы разместить там промышленное оборудование, способное выпускать флаконы для духов, такие декоративные предметы, как вазы, бутылки, предметы для бюро и туалетных столиков, лампы, в которых он обратился к сюжетам, характерным для украшений: женщине и природе, флоре и фауне. В своем новом ремесле, в работе со стеклом, он использовал методы, найденные им в работе с украшениями. Лалик имел дело со стеклом в холодном и в горячем состоянии в зависимости от желаемого результата. Он изобрел новые методы, внедрил производство стекла в историю промышленности ХХ века.







Ночник "Два павлина", Франция, модель создана в 1920 г.





Абажур «Цветы», пожалуй, самый яркий образец из всего огромного разнообразия изделий из стекла, созданных Рене Лаликом. Абажур округлой формы из белого матового стекла полностью покрывает окрашенный рельеф из полевых цветов разных оттенков янтаря со всеми тончайшими деталями. Это произведение искусства вновь и вновь демонстрирует чувство глубокой привязанности художника к природе, и в особенности к полевым цветам, которыми он всегда любил себя окружать. Как мы узнаем от Анри Вевера, «…все дни Лалик проводил за рабочим столом с кистью или резцом в руке. А вокруг него, на каждом горизонтальном участке мебели или по всем углам комнаты были в огромных количествах расставлены цветы, которые он любил с самого детства».





Интересны слова, которыми Лалик как бы невзначай обмолвился в письме жене от 1895 года: «Я все же подобрал для Вас книги, которые будут посланы завтра; среди них одна Оскара Уайльда, но имя не определяет ценности произведения». Ценность, как считал Лалик, обуславливается не принятой иерархией, статусом имени или рыночной стоимостью материалов, а художественным чувством.

На открытии ретроспективной выставки Рене Лалика в Музее декоративных искусств в Париже в 1933 году Анри Клузо, подводя итоги целого периода конца ХIХ – начала ХХ века, именующегося во Франции ар нуво, назвал его «эпохой Лалика».

http://provintage-ru.livejournal.com/12734.html

Рубрики:  искусство /прикладное искусство(антквариат)


Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

Loversblog   обратиться по имени Пятница, 19 Октября 2012 г. 19:41 (ссылка)
Рука мастера!
Ответить С цитатой В цитатник
limada   обратиться по имени Суббота, 20 Октября 2012 г. 16:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Loversblog

Это точно!Удачи Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку