-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в limada

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2011
Записей: 17862
Комментариев: 28663
Написано: 50647


Интервью с Натальей Жуковой о художественном декупаже

Четверг, 14 Марта 2013 г. 12:25 + в цитатник

 

Интервью с Натальей Жуковой о художественном декупаже

В последнее время я старалась подготовить для вас материалы, касающиеся художественного декупажа. Сначала подборка работ, затем путеводитель по художественному декупажу, потом поговорили о смешивании акриловых красок. Но мне кажется, что знания лишь одного человека нельзя назвать исчерпывающими. Поэтому я решила взять интервью у известной московской декупажницы Натальи Жуковой.

Наталья занимается декупажем уже около 7 лет (с 2006-2007 года), по образованию — художник-педагог. Закончила Художественно-Графический факультет МПГУ им. Ленина, а с 2010 года и в настоящее время преподает декупаж и декоративные техники в московской студии "Форстиль декор".


Ниже аудио и текст этого 20-минутного интервью с Натальей. В качестве иллюстраций приведены работы мастера и ее учениц.

 

Общение голосом:

 




 

Интервью в виде текста:

 

1.jpgАлиса Лучинская: Добрый день! У нас на связи Наталья Жукова. Это известная мастерица из Москвы. Она преподает в студии «Форстиль Декор» и имеет уже большой стаж занятий декупажем и большое количество собственных учеников, которым рассказывает также и о художественном декупаже. Сегодня мы с ней поговорим об этом важном аспекте декупажной жизни. Наталья, здравствуйте!

Наталья Жукова: Здравствуйте!

Алиса Лучинская: Наталья, расскажите нам, пожалуйста, как вы относитесь к художественному декупажу? Можно ли без него обойтись?

Наталья Жукова: Художественный декупаж – вещь очень интересная и одновременно сложная. Новичкам очень часто страшно начать заниматься художественным декупажем именно из-за того, что там многое связано со смешением красок, подбором цветом и так далее. Всем кажется, что надо уметь рисовать, для того чтобы заниматься художественным декупажем. Однако это не совсем так.

Конечно, навыки смешения цветов и опыт в рисовании сказываются на результате, но любой желающий при определенной практике может этому научиться. При этом художественный декупаж дает огромные возможности в плане обогащения используемого изображения. Даже если картинка в оригинальном виде не имеет изобилия цветовых оттенков, интересных переходов, то при помощи приемов художественного декупажа можно все это сделать самим, можно сделать картинку, так скажем, высокохудожественной.

Алиса Лучинская: Наталья, а как вы сами учились подрисовке, растушевке и так далее?

Наталья Жукова: Для меня это было органичное развитие в декупаже, потому что я художник по образованию.

Алиса Лучинская: Очень удачно.

Наталья Жукова: Да. Пять лет я писала и акварелью, и маслом. Конечно, с акрилом мы в институте не работали. В то время акриловые краски только набирали свою популярность. Так что работу с акриловыми красками я начинала с нуля и постигала все тонкости. А вот все остальное – смешение цветов, подбор красок, подрисовка – мне очень нравилось и было приятно.

5.jpg

Алиса Лучинская: Если вы ведете мастер-класс, вы учите учеников смешивать оттенки из маленького количества красок, или у вас большой запас тюбиков с красками всевозможных оттенков и цветов?

Наталья Жукова: Вообще я придерживаюсь мнения, что с минимальным количеством цветов можно добиться очень многого. На занятиях мы, конечно, касаемся теории цвета, цветового круга. Мы говорим о теории основных цветов (красного, синего и желтого) и о том, как благодаря смешению этих и дополнительных цветов можно достичь каких-то оттенков, создать теплую или холодную гамму цветов. Я рассказываю, как подобрать гармоничные цвета или контрастный цветовой оттенок, который будет оживлять строй. Всего этого мы касаемся на занятиях, чтобы было легче ориентироваться в цветовой палитре и подборе цветов.

9.jpg


Алиса Лучинская: Наталья, какая фирма-производитель красок у вас самая любимая?

Наталья Жукова: Из наших производителей это Ленинградские краски «Невская палитра», «Ладога», в том числе акрил. Это старейший производитель, и с их акварелью я работаю еще со школьных времен. Масло и акрил у них тоже достаточно качественные. Из наших фирм-производителей это единственные, которые я бы порекомендовала.

Импортные все хороши, и здесь уже каждый выбирает по соотношению «цена-качество». Maimeri – очень неплохие краски.

Алиса Лучинская: Согласна.

Наталья Жукова: Plaid, Ferrario – все эти краски достаточно высокого качества.

Алиса Лучинская: Да, Plaid я тоже хотела бы отметить. Это хорошие краски. Главное, что для тех, кто не умеет подрисовывать, есть очень много оттенков.

8.jpg


Наталья Жукова: По поводу оттенков я забыла добавить одну вещь. Я говорила о минимальном количестве цветов, которые могут позволить добиться многих оттенков, но все же существуют оттенки, которые в чистом виде невозможно получить путем смешивания. Поэтому то, что современные производители предлагают такой широкий спектр различных оттенков, бывает очень нужно. Бирюзу, индиго, интересные лавандовые оттенки бывает не так просто получить смешиванием. Проще взять чистый готовый цвет.

Алиса Лучинская: Наталья, в своей работе вы пользуетесь какими-то замедлителями высыхания или медиумами, или вы буквально на лету смешиваете краски, может, слегка разбавляя их водой?

Наталья Жукова: Нет, я обязательно пользуюсь медиумами и замедлителями. В этом специфика именно акриловых красок, и это мое профессиональное убеждение. Акриловые краски очень быстро сохнут, и они абсолютно пастозны, то есть не имеют никакой прозрачности. Чтобы с этими красками легко достичь плавных переходов и полупрозрачных оттенков, не обойтись без замедлителя. Добавляя в акриловую краску воду, мы просто делает краску более жидкой, но при этом она не обретает нужной прозрачности и текучести.

Во-первых, замедлители увеличивают время высыхания, и у нас есть возможность сделать плавную растяжку или смешать цвета. Во-вторых, замедлитель добавляет прозрачности. Если пытаться добиться этого, разбавив краску водой, то краска теряет свой глянец. С медиумами этого не происходит. Краска сохраняет свои лучшие качества, приобретая при этом дополнительные. На мой взгляд, в художественном декупаже это очень важно.

Алиса Лучинская: Существуют специальные глянцевые медиумы, которые придают дополнительную глянцевость.

Наталья Жукова: Это больше для декоративных или живописных эффектов. Да, есть медиумы, которые придают матовость или глянцевость, есть загустители для пастозного мазка. Однако в художественном декупаже чаще всего используются медиумы, замедляющие высыхание, медиумы для прозрачности, для текучести, Glazing Medium, например.

Алиса Лучинская: А какие еще варианты медиумов вы можете порекомендовать?

Наталья Жукова: Я очень часто пользуюсь в работе нашим обычным замедлителем «Сонет» для акриловых красок. Он вполне меня устраивает. Также мне нравятся медиумы фирмы Plaid, в том числе медиум для плавных переходов. У меня был опыт работы с медиумом для прозрачности Rayher. Мне он тоже очень понравился. Но в принципе, все это изыски, и обычного замедлителя будет достаточно.

Алиса Лучинская: А он не слишком долго сохнет? Например, медиумы Plaid гораздо быстрее засыхают, поэтому чаще я предпочитаю использовать их. А «Сонет» еще долго липнет.

Наталья Жукова: Краска наносится настолько тонким слоем, что на самом деле высыхание не бывает критично долгим. На мастер-классе мы работаем им, и все высыхает достаточно быстро. К тому же всегда можно подсушить работу феном при необходимости. Так что я для себя не заметила сильной разницы.

10.jpg


Алиса Лучинская: Давайте поговорим об инструментах, которыми вам удобно делать художественный декупаж. Кто-то предпочитает пользоваться кисточкой, кто-то губками. Кто-то вообще использует мастихин. А как вы работаете?

Наталья Жукова: Классика жанра – кисточка и губка. Кисточка маленькая, синтетическая, 1-3 номер в зависимости от того, насколько мелкий рисунок в работе. И несколько кусочков губки для растушевки цвета. Для каждого цвета я использую свой кусочек губки или разные стороны одного кусочка для двух цветов.

Вообще хотела еще сказать, что итальянцы – большие поклонники художественного декупажа и подрисовок. У них практически невозможно найти работы без подрисовок и теней. Это я к тому, что можно посмотреть их работы и вдохновиться.

У нас много переводных книжек, только у всех этих книжек есть специфика. Когда они делают свои работы для выставки, для продажи, делают какие-то художественные работы, то они у них очень красивые, и эффекты просто потрясающие. Как только возьмешь книжку с пошаговым мастер-классом, тот же самый мастер там может сделать очень небрежную работу, наверно, по принципу «для мастер-класса и так сойдет». Вроде и технику в книге описывают правильно, но примеры такие небрежные, что теряется это ощущение прекрасной техники.

Алиса Лучинская: Да. В книжке «Декупаж для всех» выложили такой ужас…

Наталья Жукова: Да, у меня есть эта книжка. По технике все написано очень грамотно. Принесла на занятие, а девочки мне говорят: «Вот, у нас лучше получилось».

Алиса Лучинская: Может, специально так делают, чтобы в книжке было страшно, а у человека получилось лучше, и это бы его вдохновило.

Наталья Жукова: Может быть. А может, у них такой подход. Они разделяют мастер-класс, как хобби, и как профессиональное занятие. Когда я сама лично общалась с итальянцами на мастер-классе, они говорили: «Вот здесь можно уже не покрывать лаком, потому что это клей-лак. Все, работа закончена».

А потом я спрашиваю:

«Ну как же так? А лакировка?»

– «Нет, мы конечно все это делаем и помногу раз. Но это же мастер-класс».

То есть они даже на мастер-классах не считают нужным говорить какие-то профессиональные моменты.

Алиса Лучинская: Видимо, для этого должны быть более высокие отношения с мастером.

Наталья Жукова: Видимо, да. Или они по этому поводу проводят какие-то другие мастер-классы, не такие массовые.

11.jpg


Наталья Жукова:Еще я не отметила в нашем разговоре, что есть три варианта художественного декупажа.

В первом случае мы делаем цветные тени, как продолжение картинки, с растяжкой от более насыщенного к более светлому оттенку.

Второй вариант – мы делаем по тому же принципу, тоже с растяжкой, но тональной, то есть монохромные тени, создающие эффект приподнятости или освещенности.

Третий вариант – просто создание художественного фона, подрисовки фона, когда вообще не используются все растяжки (от контура к фону и так далее), а просто подбираются добавочные оттенки, которые наносятся хаотично, с переходами, и все это затеняется дымкой. Это, наверно, самый простой вариант.


Алиса Лучинская: А теперь финансовый вопрос. Хорошо ли продаются работы, которые дорисованы вручную декупажницей? Или, может быть, они продаются точно так же, как работа без подрисовки, но с распечаткой? Сейчас век распечаток, и не бесполезная ли это трата времени, если можно просто взять цветастую распечатку и сразу ее приклеить?

Наталья Жукова: Все зависит от того, как вы относитесь к своему творчеству, для чего вы это делаете, какова ваша цель. А на счет продаваемости хочу сказать хорошо известную всем вещь: хорошо продаются хорошо сделанные работы. Как именно они сделаны, покупателю не столь важно. Главное, чтобы они были сделаны красиво и качественно.

Художественный декупаж позволяет сделать вещи очень нежными. Цветовые переходы и растяжки могут придать обычной шкатулке ощущение фарфоровости, дополнительной нежности. Будет больше ощущения, что это нарисовано вручную. Художественная ценность работы будет больше. Хотя при продаже часто получается так, что работе не обязательно быть высокохудожественной, чтобы хорошо продаваться.

Если вы относитесь к своему творчеству, как искусству, вам интересно расти и развиваться в профессиональном плане, то художественный декупаж дает очень большой рост и перспективы развития. Хотя для того чтобы хорошо делать и продавать работы, это, может быть, и необязательно.

3.jpg


Алиса Лучинская: А если мы работаем с пастелью? Вы работаете с пастелью?

Наталья Жукова: Да, я работала. Когда в 2008 году я экспериментировала с художественным декупажем, я пробовала разные способы, в том числе пастель. Пастель, конечно, проще. Технически нанести тени пастелью проще, и это совсем не страшно, потому что она ложится прозрачно, мягко, и здесь трудно переборщить. С другой стороны, трудно набрать нужную тональность.

Художественный декупаж хорош тем, что если картинка не имеет цветового продолжения и просто четко вырезана по контуру, то можно этот контур продлить. Но для этого нужна растяжка тональности от более яркого оттенка к более светлому. С пастелью это, конечно, невозможно в той степени, в которой позволяет это сделать акрил.

Алиса Лучинская: А на своих мастер-классах вы с пастелью работаете?

Наталья Жукова: Ученицам я рассказываю про нее в теории. На мой взгляд, это настолько просто, что необязательно давать это на мастер-классе. Многие из нас в детстве делали это на уроках ИЗО или для детских стенгазет. По тому же принципу мы лезвием точили карандашные грифели и растирали ваткой по поверхности. Особых хитростей здесь нет.

А вот с акрилом – да. Там надо показать технически, как растягивать мазок, как его наложить, сколько добавлять замедлителя и так далее. Есть очень много моментов, которые надо прочувствовать. Многое лучше делать, когда рядом стоит опытный человек, который вовремя подскажет, как правильно взять, как разбавить, как растянуть. Поэтому мастер-класс на эту тему оправдан.

6.jpg


Алиса Лучинская: Что нужно начинающей декупажнице, чтобы «быстро и просто» начать рисовать и делать суперхудожественные работы? Это вообще реально?

Наталья Жукова: Супербыстро никогда не бывает, на мой взгляд. Как вариант, лучше просто взять хорошую распечатку и наклеить, внеся какие-то коррективы. А если хочется своими руками, то нужно немного попрактиковаться.

Даже когда на мастер-класс приходят девушки, то проще, конечно, тем, кто хоть как-то умеет рисовать, но и те, кто не умеет рисовать, тоже справляются. У меня есть примеры девочек, которые успешно осваивают эту технику, не имея никакого художественного опыта. И даже при этом нужно посидеть, потренироваться, нужна кропотливость. Даже если после первого мастер-класса вы поймете технику, все равно нужно набить руку, чтобы получалось супер.

Алиса Лучинская: Спасибо большое за ваши ответы. Я думаю, они многим помогут немного приблизиться в своих знаниях к художественному декупажу, а может быть, натолкнут на желание пойти и поучиться. Спасибо большое!

Наталья Жукова: Пожалуйста!

Алиса Лучинская: До новых встреч!

Наталья Жукова: Была рада пообщаться.

4.jpg


Записаться на мастер-класс по Художественному декупажу к Наталье можно здесь.

Рубрики:  декупаж/декупаж мебели,на дереве
декупаж/техника,фактуры
декупаж/лакокрасочные материалы
Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку