-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в limada

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.05.2011
«аписей: 17495
 омментариев: 28196
Ќаписано: 49799

как правильно выбрать кисти дл€ рисовани€.автор »рина  олобова

ѕонедельник, 16 —ент€бр€ 2013 г. 10:36 + в цитатник

 

 ак правильно выбрать кисти дл€ рисовани€

 исти, виды и формы.

ѕрежде чем приступить к описанию различных видов художественных материалов и их особенностей, хочу уделить внимание главному инструменту художника: кисти.

я расскажу какие формы и виды кистей бывают, дл€ чего и в каких случа€х они примен€ютс€, как правильно выбирать кисть при покупке и как правильно ухаживать за кист€ми. √лавный инструмент художника, при работе с большинством художественных материалов - это кисть. ≈сли вы решили зан€тьс€ творчеством не на один день, то кисти лучше приобретать хорошего качества (это касаетс€ кистей при использовании любого художественного материала).

 исть состоит из трех частей: дерев€нна€ ручка (бывает и пластмассова€, но лучше брать с дерев€нной), металлическа€ обойма (капсюл€, цоколь) и волос€ной пучок. ¬олос€ной пучок – рабоча€ часть кисти может состо€ть из различного вида волос - синтетических или натуральных, собранных в различные формы и размеры. ќбойма служит дл€ придани€ формы и сохранности пучка и соединени€ его с ручкой кисти. „аще изготавливаетс€ из металла. ÷ельнот€нутые обоймы (без шва, наиболее удобны).

Ќа что нужно обращать внимание чтобы самому правильно выбрать кисть:

- цоколь на дерев€нной или пластмассовой ручке не должен шататьс€, и уж тем более слетать с него, шов должен быть плотным и не прокручиватьс€, у качественных кистей обжимка очень плотна€. - волос на кисточке должен быть надежно скреплен, чтобы потом он не выпал из нее, попробуйте погладить кончик кисти, если хоть один волосок осталс€ у вас в руке, то такую кисть лучше не брать. ¬ хорошем магазине вам должны разрешить смочить водой кончик кисти, при намокании он должен быть идеальным, волосок должен лежать к волоску, кончик кисти не должен топорщитьс€. ” хорошей кисти ручка всегда будет дерев€нной. –учка должна быть изготовлена из твердых пород лиственного дерева – бук, береза. »так, виды кистей различаютс€ по форме и материалу, из которого они изготавливаютс€.

 ак правильно ухаживать за кист€ми?

’ороший художник всегда держит свои инструменты в образцовом пор€дке. - ≈сли вы пользуетесь кист€ми из натурального волоса, то об€зательно дл€ профилактики пользуйтесь специальными отпугивающими средствами от моли. - —тарайтесь сильно не давить на рабочую часть кисти при рисовании, мытье и наборе краски, так как может происходить обламывание м€гких волосков о край железной обоймы. - ≈сли вы долго не используете кисть, то чтобы сохранить волос кисти от вс€ческих бактерий можно хранить кисть завернутой вместе с шариками камфоры. - Ќикогда не ставьте влажную кисть кончиком вверх сразу в стакан. ƒождитесь, когда кисть просохнет. - Ќикогда не ставьте кисть в воду кончиком вниз.  исти хран€т в банке сто€ волос€ной частью вверх. ≈сли их просто складывать, то они потер€ют форму. - ¬олос новых кистей склеен дл€ того, чтобы кончик кисти не тер€л форму. “вердость исчезнет сразу, как только ее намочить. ћногие круглые кисти продаютс€ с колпачком из пластика, который способствует сохранению формы кисти. —тарайтесь и дальше использовать этот колпачок, однако прежде, чем закрыть кончик кисти колпачком, об€зательно полностью просушите кисть, иначе на обжимном кольце может образоватьс€ ржавчина. - ≈сли вы работаете с акриловыми красками, всегда старайтесь держать рабочую часть кисти в воде, потому что акрилова€ краска очень быстро высыхает, забива€ при этом основание пучка кисти у обоймы и, практически не очищаетс€. - ¬сегда тщательно чистите кисть после работы с красками. ≈сли вы пользуетесь водорастворимыми красками (акварель, гуашь, темпера, акриловые краски), то несколько раз рекомендуетс€ промыть кисти в чистой, прозрачной воде. ѕрофессиональные художники обычно добавл€ют в воду каплю средства дл€ мыть€ посуды. - ≈сли вы пользуетесь масл€ными красками, то после работы с ними об€зательно сразу нужно их очистить. Ќи в коем случае нельз€ дать кисти засохнуть. —начала уберите излишки краски сухой тр€почкой.  то-то советует дл€ быстроты мыть кисти в растворителе типа пинена, скипидара или уайт-спирита, но это чревато тем, что растворитель попадает под жест€ную обойму у основани€ ворса кисти и раствор€ет св€зующее вещество, скрепл€ющее волос пучка. ѕоэтому рекомендуетс€ после использовани€ масл€ных красок мыть кисти в теплой воде с использованием обычного хоз€йственного мыла, до тех пор, пока вода и пена перестанут окрашиватьс€ в цвет краски.

ƒавайте поговорим о формах кистей.

 –”√Ћџ≈

Ёто кисти, с пучком, заключенным в круглую обойму. ѕучок бывает короткой длинны, такие кисти используютс€ дл€ миниатюр, бывает пучок длинный. Ёто сама€ универсальна€ форма кисти. “акой кистью нанос€т линии с неизменной толщиной, либо линии, варьирующиес€ по толщине. Ёто прекрасна€ кисть подходит дл€ проработки деталей, покрыти€ крупных поверхностей (исход€ из размера), создани€ всего рисунка, создани€ фактуры.

ѕЋќ— »≈

Ёто кисти с пучком, заключенным в плоскую обойму. ѕучок у таких кистей бывает коротким или длинным. “акие кисти удерживают много краски, ими очень хорошо ровно покрывать поверхности и подход€т дл€ проработки крупных участков поверхности листа или холста, так же мазки такими кист€ми будут широкими и ровными.

 ќЎј„»… я«џ 

Ёта кисть обладает овальной или купольной формой. ѕримен€етс€ эта кисть весьма универсально – еЄ можно использовать как обычную плоскую кисть и, в тоже врем€, как круглую, если повернуть ее в перпендикул€рное положение.

 ќЌ“”–Ќџ≈

Ёто подвид плоских кистей: они обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков.  роме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выдел€ет контур.  онтурные кисти могут быть использованы дл€ техники масл€ной живописи "алла прима", предусматривающей выполнение картины (или еЄ фрагмента) за один сеанс.

Ў–»‘“ќ¬џ≈

Ёто подвид круглых кистей с длинным пучком, такие кисти используютс€ дл€ нанесени€ и закреплени€ контуров. »спользуетс€ с жидкими красками.

–≈“”ЎЌџ≈

Ёто плоска€ кисть с подрезанным под углом кончиком. ѕредназначена дл€ очень точных мазков. ѕоскольку кончик кисти позвол€ет быстро и уверенно измен€ть объем волоса или щетины, несущих краску, данна€ часть — превосходный инструмент дл€ создани€ перехода одного цвета в другой в сравнительно мелких участках картины.

“–ј‘ј–≈“Ќџ≈

“акие кисти служат дл€ нанесени€ ровного сло€ через трафарет. “ак же эти кисти прекрасно подход€т дл€ лессировок или свободного рисовани€.

Ћ»Ќ≈…Ќџ≈

“акие кисти короче шрифтовых но длиннее круглых, оставл€ют точные линии, длинные мазки и также год€тс€ дл€ нанесени€ надписей.

‘Ћ≈…÷

Ёти кисти предназначены дл€ свободной живописи заливками. ¬ основном используютс€ при работе с акварелью и производ€тс€ практически всегда из м€гкого беличьего волоса. »ми нанос€т тонкие ровные линии. ¬идима€ часть волоса служит резервуаром дл€ краски. ѕоэтому есть возможность провести длинную линию без повторного наполнени€ кисти, что очень важно при работе в акварельной живописи. “ак же форма флейц часто используетс€ при нанесении маки€жа. дл€ пудры и рум€н.

¬≈≈–Ќџ≈

ѕлоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. — их помощью удаетс€ сделать утонченную цветовую раст€жку. ¬ы также сможете см€гчить контраст контуров и фактуру.

¬»ƒџ  »—“≈…

¬от мы плавно подошли к видам кистей. ” художника в арсенале всегда имеетс€ несколько видов кистей.  ажда€ кисть обладает своими особыми качествами, благодар€ которым возможно решить ту или иную задачу при создании картины. Ѕудь то нанесение тоненькой линии или покрытие краской большого пространства, аккуратное нанесение повторного прозрачного сло€ или уверенные сильные мазки. «десь мы рассмотрим каждый вид кисти и их назначение.

Ѕеличьи кисти

»х изготавливают из обработанного волоса хвоста белки, так как самый лучший ворс находитс€ в хвосте, волоски там наиболее длинные. ѕоэтому профессиональные кистев€зы закупают необработанные хвосты белок и уже сами выбирают лучшие волоски.“акие кисти бывают только круглые, очень м€гкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц. ѕримен€ютс€ в основном дл€ работы с акварельными красками и красками на водной основе. ј вот дл€ масл€ных красок эти кисти очень нежные и от растворител€ сразу начинают вылезать. «а беличьими кист€ми нужно бережно ухаживать. ¬олосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.  ончик кисти из беличьего волоса напоминает острие рапиры, по контролю над текучестью не уступает колонку, но не столь эластичен по природе.

 олонковые кисти

Ёти кисти изготавливают из обработанного волоса хвоста колонка. “акие кисти бывают и круглыми и плоскими. ќтличаютс€ таким качеством как сочетание упругости и эластичности, в тоже врем€ остава€сь м€гкими. “акой вид кистей примен€етс€ при работе с любым материалом. ’орошо подход€т при работе с гуашью и акварелью в тех случа€х, когда от кисти требуетс€ больша€ упругость. ¬ масл€ной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны дл€ лессировочной техники по сырому.

 

ўетинные кисти

»х изготавливают из свиной щетины. Ћучшие щетинные кисти изготавливаютс€ из волоса китайского ангкингского борова. ”пруга€, крепка€ щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергаетс€ обработке — щетина кип€титс€ и отбеливаетс€ и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. ” этих кистей, кроме упругости есть еще одна важна€ характеристика: это расщепленный кончик свиного волоса – он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность. Ѕывают и плоские и круглые, примен€ютс€ дл€ работы в основном с такими красками как масл€ные, акриловые, так же используют при работе с гуашью в сухой технике. Ёти кисти имеют свойство быстро стиратьс€, но заменить их не составл€ет труда, так как сто€т они сравнительно не дорого.

 исти барсук

 исть из барсучьего волоса м€гче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. ≈й нет равных при замесе масла или акрила. ¬олос этой кисти имеет коническую форму, а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. ѕоэтому кисть очень пушиста€. —амые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. »з барсучьего волоса могут изготавливать такие формы кистей как веер, флейц. ѕроизводители порой имитируют их, окрашива€ свиную щетину или кисть из козьего волоса.ќднако последние не могут сравнитьс€ с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. ≈сли вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеютс€ скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свина€ щетина.  исти песчаниковые Ёти кисти изготавливаютс€ из обработанного волоса хвоста сурка - песчаника. ѕо форме бывают только плоскими с короткой или длинной волос€ной частью. ¬олос очень м€гкий и малоэластичный. ѕримен€етс€ при работе с большинством видов художественных материалов: темперой, гуашью и акварелью, при работе масл€ными красками, дл€ лессировок, лаковых покрытий, дл€ нанесени€ тонкого живописного сло€ и т. д.

ћедвежьи кисти

Ёти кисти выпускаютс€ из обработанного волоса бурого или белого медвед€.  исти из волоса белого медвед€ форме выпускаютс€ только плоские с длинным или коротким волос€ным пучком. Ёти кисти отличаютс€ меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и м€гкостью. ѕримен€ютс€ дл€ "т€желого" вида красок: масл€ные. гуашь и т.д.  исти из волоса бурого медвед€ бывают округлой формы и отличаютс€ большей м€гкостью и эластичностью. ѕримен€ютс€ дл€ работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

 исти пони

 исти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают не так охотно как впитывают.  исти из волоса пони собираютс€ в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаютс€ достаточной упругостью. ƒанный тип волоса, как у пони, относ€т к оформительской группе, так как у него нет вершинки. Ёти кисти могут быть коричневого или белого цвета. ѕредназначены дл€ работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

 исти ласка

“акие кисти €вл€ютс€ альтернативой волосу колонка. ¬олоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполн€емостью, но не такие длинные, как у колонка.

 

 

 исти бычий волос

Ёто кисти, изготовленные из легкого бычьего волоса.  исти из бычьего волоса подход€т при работе с жидкими красками за счет м€гкости и упругости, хот€ и не имеют такой острой конической формы, как колонок или белка.

 исти куница

“акие кисти производ€тс€ из ворса куницы или семейства куньих.  исти из ворса куницы различаютс€ по своим свойствам тем в зависимости от того кака€ именно куница: равнинна€ или горна€.  исти из ворса равнинной куницы такой же м€гкий как у белки, а вот кисти из ворса горной куницы – чуть более упругий. ¬ продаже такие кисти встречаютс€ реже чем беличьи.

 исти коза

Ёти кисти изготавливают из меха козы. ¬олос у таких кистей достаточно длинный, м€гкий и упругий, хорошо держит краску и не оставл€ет жестких следов на поверхности. ѕримен€етс€ при работе с акварелью. “ак же, такие кисти примен€ют при технике суми-э (дальневосточна€ живопись тушью), каллиграфии (древн€€ отрасль прикладной графики, эстетическое оформление рукописного шрифта), в работе с керамикой.  роме того, кисти из волоса козы выдерживают температуру гор€чего воска, поэтому их с удовольствием используют любители гор€чего батика. „асто такие кисти делают с легкой бамбуковой ручкой, не разбухающей и прочной.

¬олк

Ёти кисти изготавливают из волоса волка. ќтличаютс€ особой упругостью и эластичностью, благодар€ этим качествам в основном такие кисти используют дл€ каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используютс€ тушь и вод€ные краски на шЄлке или бумаге), так же к виду кистей "волк" относ€т кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути €вл€етс€ колонком.

ћангуст

Ёти кисти изготавливают из ворса мангуста.

Ёти кисти обладают такими качествами как упругость и способность удерживать много краски, ворс мангуста жестче чем соболиный, но м€гче чем щетина.

Ёти кисти используют в масл€ной и акриловой живописи. Ёти кисти можно определить по окраске: кончик ворса темно-коричневый.

ј по длине – черно-белый.

 исти ушные

“акие кисти изготавливаютс€ из волоса, который беретс€ из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определ€етс€ породой животного.

“акие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохран€ют форму. ¬олос имеет шелковистую текстуру.

 исти изготавливаютс€ плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти дл€ покрыти€ больших поверхностей.  исти из волоса волов примен€ютс€ дл€ работы с масл€ными красками, акрилом, темперой, гуашью.

 исти из коровьего волоса примен€ютс€ дл€ работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масл€ными красками.

 исти соболь

“акие кисти производ€тс€ из хвостов собол€. Ёти кисти отличаютс€ от других превосходной износостойкостью, практически не стираетс€ и не лезет, даже при работе с грубыми поверхност€ми, инструмент из собол€ служит очень долго.

ќсобые свойства такой кисточки это достаточна€ упругость при одновременной м€гкости и поворотливости. “о есть соболь не так упруг, как колонок: не будет резать краски и снимать нижние слои, и не так м€гок как белка: соболь спокойно может провести тонкую линию в отличие от непредсказуемой белки.

 исть очень гибка€, набирает большой объем краски и дозировано отдает еЄ. »з-за этих сбалансированных качеств такие кисти позвол€ют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до техники «плавь». ¬се можно делать одной кисточкой, что очень удобно.

Ћучший выбор дл€ работы с акварелью, €ичной темперой, гуашью.  исти из собол€ встречаютс€ довольно редко и достаточно дороги, но они того сто€т.

 исти синтетика

—интетические кисти изготавливаютс€ из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.

—интетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годитс€ дл€ акварельной живописи, а вот дл€ масл€ных красок и акрила это качество как раз уместно.

—интетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. ¬олоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капилл€рный эффект, что позвол€ет использовать такие кисти даже в акварели.

“акие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, пр€мых солнечных лучей. Ќо вот от механического воздействи€ эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваютс€ и станов€тс€ м€гкими. “акие кисти сто€т не дорого, поэтому художники предпочитают покупать синтетику в большом количестве.

Ўейперы

”делим внимание таким кист€м как кисти из каучука.

ќфициально они по€вились сравнительно недавно.

Ёти кисти изготавливаютс€ из каучука, силикона, €вл€ютс€ моделирующими кист€ми.

ќтлично подход€т дл€ растушевки, как пастели, так и карандашей, угл€

 

ѕоролоновые кисти

 

“акие кисти изготавливаютс€ из поролона.

Ѕывают как круглой, так и плоской формы, так и в форме валика.

Ќе дорогие.

’орошо подход€т при работе в декупажной технике дл€ нанесени€ кле€, дл€ покрыти€ крупных поверхностей, дл€ декоративной живописи и конечно широко распространены дл€ применени€ в мал€рных работах.

 

 

¬ завершении хочу сказать, что здесь указаны далеко не все виды кистей, € рассказала ¬ам о самых распространЄнных и доступных в наших магазинах.

—уществуют кисти из ворса лисицы, зайца, енота, из крысиного меха (эти кисти делаютс€ из особого подвида дикого зайца), из гривы дикой лошади, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

“акие кисти оригинальны и редки, используютс€ в основном дл€ работы в стиле восточных техник.
—уществует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. —мешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным.

Ќадеюсь, ¬ам было интересно узнать о художественных кист€х.

источник

–убрики:  роспись/обзор материалов по росписи и декупажу
ћетки:  

ѕроцитировано 31 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку