-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в limada

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2011
Записей: 17862
Комментариев: 28663
Написано: 50647


Книга «Мэйхуа». "Четверо благородных" Часть - III.

Суббота, 10 Января 2015 г. 08:29 + в цитатник
Цитата сообщения alona777 Книга «Мэйхуа». "Четверо благородных" Часть - III.

 

   Книга «Мэйхуа». "Четверо благородных" Часть - III   

Отрывок из древнего текста «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» (1689г.)
Он щедро проиллюстрирован репродукциями со свитков древних живописцев.
 
 
Иллюстрации взяты из книги китайского издания.
Текст - из книги «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», перевод  Е. В. Заводской (2000г.)
Давно эта чудесная книжка лежала у меня на полке.
Время поделится этой утончённой мудростью со всем миром.
 

 

Тайна четырех достоинств дерева «май»

Небольшие цветы, и нет изобилия их — это изящество.

Тонкий ствол, а не толстый — вот утонченность.

В возрасте не особенно юном — вот элегантность.

Цветы полуоткрыты, а не полное цветение — в этом изысканность.

 

 

 

   Книга «Мэйхуа»   

 

4195696_kitkn__0137_2_ (170x259, 28Kb)

 

Истоки и развитие живописного стиля

Начиная с Танской и Сунской династий можно говорить о четырех приемах в живописи «мэйхуа».

 

Самые ранние мастера использовали контурный прием гоулэ с заливкой краской. Его начал применять Юй Си, развил Тэн Чан-ю и усовершенствовал Сюн Си.

Был еще прием письма с применением цвета, но без четкого контурного рисунка. Его разработал Сюй Чун-сы; в каждую эпоху в этом стиле писали многие, Чэнь Чан же изменил его.

Монохромно писать сливу «мэйхуа» стал Цуй Бо, и развили этот метод монахи Чжун-жэнь, Ми Фэй, Чао Бу-чжи.

«Кольцевой метод» оконтуривания цветов без добавления цвета применяли Ян Бу-чжи, У Чжэнь (Чжун-гуй), Ван Юань-чжаи. Они усовершенствовали этот метод и пользовались большим влиянием в свою эпоху. 

 

 

 

 

Принципы изображения ствола и основных ветвей дерева «май»

 

Ствол и ветви надо писать в форме, близкой иероглифу «нюй» 4195696_IMG_4467ab (30x29, 1Kb).  Другие ветви и стебли возникают из их формы. Некоторые места на ветвях заполнены цветами. Корни и основание дерева пишут темным тоном, концы ветвей — светлым. Маленькие цветочки пучками растут в тех местах, где одна веточка выходит из другой. Там же, где на ветвях нет цветов, надо добавить более мелкие веточки. Воздушные корни растут вверх, поднимаются к небу. На этих веточках не надо писать цветов — так усилишь впечатление от них.

 

Общая тайна живописи сливы мэйхуа

 

Прежде всего - обдумай идею (замысел). Кисть проворная, вдохновленная неким безумием. Рука движется подобно молнии, без колебаний. Ветви разбросаны, одни - прямые, другие - изогнутые. Оттенки туши очень разные, светлые и темные, - нельзя дважды проходиться по тому же месту. Корни не должны быть большими или сломанными. Не надо слишком много цветов около кончиков ветвей.

Молодые веточки похожи на иву, старые напоминают кнут. Кончики ветвей пиши штрихом луцзюс - рог оленя. Некоторые ветви прямые, как струны лютни, другие же направлены вверх, как дуга лука, некоторые искривлены, как удилище. На воздушных корнях нет цветов. Основание ствола прямое, направлено в небо. Ствол и веточки сухой «мэйхуа» узловатые. Маленькие веточки и прутики не пронзают ствол и  никогда не пересекаются в форме иероглифа «ши». Ветви слева писать легко, а справа - трудно. Все дело в мизинце, который выступает в роли командира.

Нужно оставлять слева на ветвях место для цветов. Когда же цветы нарисованы до половины, кажется, будто сущность (дух) цветов передана до конца. На молодых ветвях цветы одинокие и разобщенные. На старых ветвях их немного. На ветвях не очень молодых и не очень старых цветы выражают идею неразрывной связи. Различные виды старых и молодых слив надо передавать точно. Узлы и изгибы, на некоторых ветвях подобны суставам на журавлиных ногах, порой кора некоторых старых деревьев вся в рубцах и подобна чешуе дракона. Ветви окружают ствол, их концы, переплетаясь, образуют узор.

Если в чашечке три лепестка, то цветок прикреплен к черенку. В фас у чашечки видны пять лепестков. Сзади сердцевинка чашечки круглая. Ствол старой сливы узловатый, но не делай много «глазков», прутики и коленца - не должны быть очень закруглены.

 










 

 

Раскрытие символики цветов сливы «мэйхуа»

 

Цветок в фас — круглой формы, поэтому олицетворяет Небо, цветок сбоку— прямоугольной формы, символизирует Землю. Перевернутые цветы выглядят так, будто столпы Земли поддерживают Небо.

Тычинки тоже полны символики. Когда сливы в полном цвету, это означает стадию (развития], называемую лаоян — «возмужалый Ян». Если распустившиеся цветы до первой стадии увядания — тычинок семь. Когда же цветы увядают, они символизируют лаоинь и тычинок тогда шесть. 

Полураскрывшиеся цветы, символизируют шаоян — «меньший Ян», и тычинок тогда три. 

Цветы, частично увядшие, олицетворяют шаоинь— «меньшую Инь». Тогда тычинок бывает четыре. 

Бутоны символизируют неразделенное состояние Неба и Земли — тычинки еще невидимы, но их основа (ли) уже существует внутри них. Поэтому рисуют один пестик и дм чашелистика, ибо Небо и Земля еще не отделились друг от друга, а человек, олицетворенный третьим чашелистиком, еще не появился. 

Цветок с черенком и чашечкой символизирует размежевание Неба и Земли, когда ян н инь разделились, циклы цветения и увядания бесконечно продолжаются. Они символизируют естественное развитие всех вещей.

 

-------------------

 

Известны восемь положений цветов сливы «мэйхуа»: обращенные вверх, повернутые, изображенные прямо, склоненные, раскрытые, опадающие, полуоткрытые, сбрасывающие лепестки. 

Когда много цветов, они не должны казаться нагроможденными, но не надо размещать их редко и разбросанно. Цветы сливы с тонким ароматом, они чисты, как яшма. Два одиноких цветка растут на вершине дерева, высоко и спокойно, кончик веточки подобен колючке, он походит на веточку грушевого дерева.

Начинай писать цветы с их сердцевины — одна имеет форму монеты с отверстием в середине. Семь сильных тычинок как усы тигра. Пестик большой, и вокруг него тычинки поменьше. Пыльник пиши точками, как зернышки перца или глазки краба, чем усилишь тонкую красоту цветов.

Что же касается туши, то чашечку следует делать темной. Кора дерева тоже темного тона. Молодые веточки и верхушка — более светлых тонов, места, где соединяются веточки, тоже посветлее. Ствол старого дерева пиши полусухой кистью. Колючки нужно добавить в пустых местах около узлов и разветвлений — штрих подобен чешуе. Существует столь же много приемов изображения бутонов дерева «май», как и цветов. Извилистая и сучковатая форма ствола и ветвей похожа на иероглиф «нюй» 4195696_IMG_4467ab (30x29, 1Kb)

Если помнить эти правила, можно создать удивительные, красивые формы.

Полностью замысел выразить трудно, «о главное — отточенность и строгость.

 









 

 

О том, как писал сливу «мэйхуа» Тан Шу-я

 

Цветы очень разные — в них то пять, то четыре, то шесть лепестков, но обычно их пять. А цветы с четырьмя и шестью лепестками называются «цзымэй». Чтобы их писать, нужен дар природы, и другим путем этого не достичь. В этом суть.

Побеги бывают старые и молодые, кривые и прямые, частые и редкие, гладкие и причудливые. Кончики ветвей могут быть подобны большой рукоятке или железной плетке, могут быть подобны изгибу журавлиной ноги или рогам дракона, рогам оленя, изогнутому луку или походить на удочку. Дерево может быть большим и маленьким, может быть повернуто спиной, боком или лицевой стороной. Если же говорить о цветах, то они бывают погожи и на зернышко перца и на глазки краба, а иногда на скрытую улыбку. Они могут быть закрытыми, раскрытыми или опадающими. Их формы никогда не повторяются — невозможно проследить все их разнообразие. Старайся несколькими штрихами и небольшим количеством туши передать их сущность, руководствуясь при этом требованиями разума.

 

Постоянно овладевай искусством кисти и тренируйся в нем. Концентрируй душевные силы в груди, думай о форме цветов, о причудливости и упрямстве ствола. Нужно в замысле передать причудливость и силу структуры всего растения. А кисть и тушь должны быть свободны от напряжения и застылости, корни и основание извилисты, а концы ветвей вырастают как крылья летящей птицы, головки цветов подобны иероглифу "пинь" 4195696_IMG_4470a (27x27, 1Kb) Среди ветвей выдели молодые и старые, а среди цветов — темные и светлые (мужские и женские — ян и инь). Бутоны присоедини сверху и снизу. Пусть будут короткие и длинные ветви.

Каждый цветок прикреплен к своей чашечке, а чашечка непременно подобрана х веточке; веточки же пусть прикрывают сухостой. Сухостой кажется похожим на чешую дракона или цилиня (фантастическое животное древних китайских мифов), а цилинь покрыт древними рубцами. Две веточки пусть не будут одной высоты, цветок же пусть напоминает ножки бронзового треножника. Чашечка цветка пусть будет большой, чашелистик же — коротким. На высоких ветвях — цветы маленькие с удлиненной чашечкой и развитым венчиком. Заострения и провалы между ними не должны быть беспорядочными. Особенно выдели тушью кончики веток: черенок цветка тоже должен быть темного тона.

Старые сухие ветви создают впечатление свободы и непринужденности. Искривленные ветви пусть кажутся спокойными и неподвижными. Цветынапоминают изделия, вырезанные надрагоценного камня, стебель сходен с драконом или парящим фениксом, он возвышается как холмы Гу среди гор Юй. От одного взмаха кистью пусть рождаются ветви, подобные извивающемуся молодому дракону. Разве возможно изложить все разнообразие форм и положений?

 






 

 

Чашечка. По форме она чаще всего близка гвоздике. Чашечки прикреплены к ветви и выходят из нее одна за другой, то справа, то слева, но никогда друг против друга. Чашечку нужно писать точной, верной кистью. Не должно быть искривлений — если чашечка нарисована криво, то и цветы получатся кривыми.

 

Два ствола. Сливу «мэйхуа» еще называют деревом с двумя стволами, поэтому ствол ее должен быть изображен разделенным на две самостоятельные части, воспроизводящие ян и инь, одну большую, другую поменьше.одну справа, другую слева, что в свою очередь дает основу для расположения ветвей спереди и сбоку. Ветви инь не должны господствовать над ветвями ян. Маленькие не должны забивать большие. Дерево тогда будет изображено естественно.

 

Три чашелистика. Изображая чашелистик, его нужно писать подобно иероглифу «дин» 4195696_IMG_4465a (27x26, 1Kb)— широкий вверху, узкий у основания. Место, где два чашелистика смежаются, и есть основание венчика. Цветоножка, чашечка, чашелистик определяют форму цветка, и их нельзя писать без взаимосвязи.

 

Четыре направления. Нужны четкие приемы расположения веток от основания к вершине, справа налево и слева направо. Каждый аспект необходимо учесть.

 

Пять лепестков. Лепестки пиши наклонной кистью — они не слишком острые и не слишком закругленные. Когда цветы широко раскрыты, видны семь тычинок — все его элементы. Когда же цветы наполовину раскрыты, только часть их можно увидеть. Цветы в полном расцвете - тычинки видны полностью.

 

Шесть ветвей. Среди ветвей есть склоненные и приподнятые, нависшие и прячущиеся — одни разветвленные, другие сломанные. Их точно размести, внимательно изучи их расположение — какие сзади, какие спереди, у вершины и внизу, вместе и отдельно. Тогда будет воплощена живая идея «рева.

 

Семь тычинок. Тычинки надо писать прямо стоящей кистью. Пестик в центре цветка длинный, без головки. Семь тычинок, окружающих пестик, различаются по длине. Пестик —его «плод» тычинки.

 

Восемь видов пересекающихся ветвей. Бывают веточки с длинными кончиками и с короткими. Некоторые из них одинокие, другие — кустиком, одни — вместе, другие — отдельно. Порой они наклонены: иногда они странной, причудливой формы. Структура к сущность каждой ветки, каждого наклона должны выполнены правильно, узлы должны следовать изгибам ветвей. Если же придавать им произвольные положения, требование формы будут нарушены.

 

Девять перерождение. Первое — его чашечка, потом — бутон, из бутона развивается форма с закрытыми лепестками. Когда же лепестки начинают выделяться, тогда чашечка постепенно раскрывается. Потом идет ступень полураскрывшегося цветка, а потом уже —полное цветение. Процесс продолжается и в вянущих цветах. Цветы полуувядшие, цветы увядшие — это превращение цветка сливы в зеленый плод.

 

Десять видов дерева майхуа. Рассмотрим различные виды деревьев «май», которые можно писать. Старая и высохшая слива, молодые деревья, богатые цветами деревья, горная слива, «разреженная мэйхуа», дикая слива, культурная слива, слива, растущая по берегам рек, садовая слива и та, что растет в горшочках. Формы их очень разнообразны, и различия надо точно передавать.

 






 

 

Различные приемы письма дерева «мэйхуа»

 

Сочетания цветов похожи на иероглиф «пинь» 4195696_IMG_4470a (27x27, 1Kb), ветви извиваются, как иероглиф «ю» 4195696_IMG_4470ab (27x25, 1Kb), скрещивающиеся стволы подобны иероглифу «я» 4195696_IMG_4470abc (28x26, 2Kb), концы же ветвей — иероглифу «яо» 4195696_IMG_4470abcd (25x24, 1Kb). Цветов может быть больше или меньше, но пусть они не будут в беспорядке; ветви же тонкие, хрупкие не должны быть неестественными. Ветвей изобрази побольше, а цветов — поменьше: тогда полностью воплотишь сущность природы. Если изобразишь ветви старые, а цветы большие, то характер природы выразишь пышный, если же ветви хрупкие, а цветы тонкие, то и характер природы тонкий, сокровенный. Сосредоточь внимание на соотношении высоких и низких ветвей, длинных и коротких, благородных и низменных. Ветви бывают частыми итонкими в одних местах, редкими и толстыми — в других. Деревья могут стоять рядом или на расстоянии, находиться в движении или в покое.

Ветви не должны выходить как бы из одной точки, цветы не должны расти рядом, почки не должны располагаться подряд, деревья не должны соприкасаться. Нежные склоненные ветви и сильные прямые пусть сочетаются, как военные и гражданские чиновники, и выделяются, подобно правителю среди своих подчиненных.

Таким образом, среди мелких ветвей — одни длиннее, другие короче, подобно родителям среди детей.

Среди почек есть парные, подобные мужу и жене, или ян и инь.

 

















 

 

Наставления Хуа Гуан-чжана о том, как писать «мэйхуа»

Компонуя чашечку и чашелистики, непременно изобрази их правильно и точно — чашечка удлиненная, чашелистик правильной формы, а тычинки острые. Если чашечка нарисована в фас, то, значит, и весь цветок в фас, если же чашечка чуть в сторону, то и весь цветок наклонен. Все ветви не могут стоять прямо, цветы тоже не могут все располагаться симметрично. Если цветов много, «е должно быть тесно, если же их мало, пусть не будет пустот. Сухие ветви никогда не должны вызывать ощущения густоты, искривленные же ветви пусть не вызывают ощущения растянутости. Цветы между собой связаны; ветви также обязательно располагай соответственно. Мысли пусть будут медленными, рука — быстрой; тушь пусть будет светлой, а кисть — насколько возможно сухой. Цветы должны быть округлыми, но не до такой степени, чтобы казаться абрикосом, ветви — тонкими, но пусть не кажется, что это ива. Чистота бамбука и стойкость сосны пусть пронижут цветы «мэйхуа».

 








 

 

Общие сведения о приемах письма сливы «мэйхуа» Ян Бу-чжи

 

Когда стебель молодой, то и цветы маленькие; когда концы ветвей свежие, то и цветы пышные; когда ветви перекрещиваются — цветов много нагромождено, а если ветви торчат отдельно — цветов и бутонов тоже немного. Стебель пиши изогнутым, словно дракон, и крепким, как железо. Ветви же длинные подобны стрелам, а короткие — трезубцу. Когда они вверху свитка, то верхушку постарайся изобразить, но если не много места — не рисуй верхушку. Когда же «мэйхуа» на крутом обрыве или на берегу потока, то ветви причудливой формы, а цветы редки — почаще изображай бутоны и полураскрывшиеся цветы. Когда же «мэйхуа» на легком ветру или под дождем, то ветви ленивые, спокойные, а цветы пышные, роскошные. Если же они в легкой дымке, то ветви пиши очень тонко, а цветы очень нежно. Пусть кажется, что цветы сдерживают смех, и ветви рисуй в изобилии. Если же «мэйхуа» на сильном ветру или под снегом, то ветви наклонены, стебель кажется старым, а цветы редки. Когда солнце отражается от нее, линии ветвей строже и прямее, а цветы изящны и льют аромат. 

 

 













 

 

В живописи «мэйхуа» существует пять важнейших моментов.

 

Первое— ствол древний, сучковатый и искривленный от старости.

Второе— главные ветви сплетаются в причудливой форме, сильно повернутые в отдельных местах и пересекающиеся в других.

Третье — ветви ясно видны, они не должны сливаться.

Четвертое— кончики веточек сильные, их изящество заключается в твердости.

Пятое— цветы должны быть необычными, милыми и элегантными до последней детали.

 

 

 

------------------------------------

heart

Дополнительный материал:

 

Книга Орхидей. Ч - I

смотрите здесь…

4195696_0_f13cb_eb38142c_orig (200x200, 26Kb)

Книга Бамбука.Ч - II

смотрите здесь…

4195696_102131760_4195696_bam_1 (200x200, 25Kb) 

Рисуем Лотос.

смотрите здесь…

4195696_0_1389ad_db37df_orig (200x200, 32Kb)

 

 

 

 

Серия сообщений "натюрморт,цветы":
Часть 1 - восхитительные цветы от Mary Kay Krell
Часть 2 - натюрморт
...
Часть 41 - розы норвежского художника Franz Didrik Boe
Часть 42 - Натюрморт в бордовых тонах
Часть 43 - Книга «Мэйхуа». "Четверо благородных" Часть - III.
Часть 44 - цветочное -бельгийский художник Питер Вагеманс
Часть 45 - Воздушная розовая магия La Fe. Галерея
Часть 46 - Цветочный рай художника Paul de Longpre (1855–1911)
Часть 47 - натюрморты Lena Liu.

Рубрики:  библиотека по рукоделию
учимся рисовать
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку