-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в limada

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.05.2011
«аписей: 17735
 омментариев: 28528
Ќаписано: 50382


 нига Ђћэйхуаї. "„етверо благородных" „асть - III.

—уббота, 10 январ€ 2015 г. 08:29 + в цитатник
÷итата сообщени€ alona777  нига Ђћэйхуаї. "„етверо благородных" „асть - III.

 

    нига «ћэйхуа». "„етверо благородных" „асть - III   

ќтрывок из древнего текста «—лово о живописи из сада с горчичное зерно» (1689г.)
ќн щедро проиллюстрирован репродукци€ми со свитков древних живописцев.
 
 
»ллюстрации вз€ты из книги китайского издани€.
“екст - из книги «—лово о живописи из сада с горчичное зерно», перевод  ≈. ¬. «аводской (2000г.)
ƒавно эта чудесна€ книжка лежала у мен€ на полке.
¬рем€ поделитс€ этой утончЄнной мудростью со всем миром.
 

 

“айна четырех достоинств дерева «май»

Ќебольшие цветы, и нет изобили€ их — это из€щество.

“онкий ствол, а не толстый — вот утонченность.

¬ возрасте не особенно юном — вот элегантность.

÷веты полуоткрыты, а не полное цветение — в этом изысканность.

 

 

 

    нига «ћэйхуа»   

 

4195696_kitkn__0137_2_ (170x259, 28Kb)

 

»стоки и развитие живописного стил€

Ќачина€ с “анской и —унской династий можно говорить о четырех приемах в живописи «мэйхуа».

 

—амые ранние мастера использовали контурный прием гоулэ с заливкой краской. ≈го начал примен€ть ёй —и, развил “эн „ан-ю и усовершенствовал —юн —и.

Ѕыл еще прием письма с применением цвета, но без четкого контурного рисунка. ≈го разработал —юй „ун-сы; в каждую эпоху в этом стиле писали многие, „энь „ан же изменил его.

ћонохромно писать сливу «мэйхуа» стал ÷уй Ѕо, и развили этот метод монахи „жун-жэнь, ћи ‘эй, „ао Ѕу-чжи.

« ольцевой метод» оконтуривани€ цветов без добавлени€ цвета примен€ли ян Ѕу-чжи, ” „жэнь („жун-гуй), ¬ан ёань-чжаи. ќни усовершенствовали этот метод и пользовались большим вли€нием в свою эпоху. 

 

 

 

 

ѕринципы изображени€ ствола и основных ветвей дерева «май»

 

—твол и ветви надо писать в форме, близкой иероглифу «нюй» 4195696_IMG_4467ab (30x29, 1Kb).  ƒругие ветви и стебли возникают из их формы. Ќекоторые места на ветв€х заполнены цветами.  орни и основание дерева пишут темным тоном, концы ветвей — светлым. ћаленькие цветочки пучками растут в тех местах, где одна веточка выходит из другой. “ам же, где на ветв€х нет цветов, надо добавить более мелкие веточки. ¬оздушные корни растут вверх, поднимаютс€ к небу. Ќа этих веточках не надо писать цветов — так усилишь впечатление от них.

 

ќбща€ тайна живописи сливы мэйхуа

 

ѕрежде всего - обдумай идею (замысел).  исть проворна€, вдохновленна€ неким безумием. –ука движетс€ подобно молнии, без колебаний. ¬етви разбросаны, одни - пр€мые, другие - изогнутые. ќттенки туши очень разные, светлые и темные, - нельз€ дважды проходитьс€ по тому же месту.  орни не должны быть большими или сломанными. Ќе надо слишком много цветов около кончиков ветвей.

ћолодые веточки похожи на иву, старые напоминают кнут.  ончики ветвей пиши штрихом луцзюс - рог олен€. Ќекоторые ветви пр€мые, как струны лютни, другие же направлены вверх, как дуга лука, некоторые искривлены, как удилище. Ќа воздушных корн€х нет цветов. ќснование ствола пр€мое, направлено в небо. —твол и веточки сухой «мэйхуа» узловатые. ћаленькие веточки и прутики не пронзают ствол и  никогда не пересекаютс€ в форме иероглифа «ши». ¬етви слева писать легко, а справа - трудно. ¬се дело в мизинце, который выступает в роли командира.

Ќужно оставл€ть слева на ветв€х место дл€ цветов.  огда же цветы нарисованы до половины, кажетс€, будто сущность (дух) цветов передана до конца. Ќа молодых ветв€х цветы одинокие и разобщенные. Ќа старых ветв€х их немного. Ќа ветв€х не очень молодых и не очень старых цветы выражают идею неразрывной св€зи. –азличные виды старых и молодых слив надо передавать точно. ”злы и изгибы, на некоторых ветв€х подобны суставам на журавлиных ногах, порой кора некоторых старых деревьев вс€ в рубцах и подобна чешуе дракона. ¬етви окружают ствол, их концы, переплета€сь, образуют узор.

≈сли в чашечке три лепестка, то цветок прикреплен к черенку. ¬ фас у чашечки видны п€ть лепестков. —зади сердцевинка чашечки кругла€. —твол старой сливы узловатый, но не делай много «глазков», прутики и коленца - не должны быть очень закруглены.

 










 

 

–аскрытие символики цветов сливы «мэйхуа»

 

÷веток в фас — круглой формы, поэтому олицетвор€ет Ќебо, цветок сбоку— пр€моугольной формы, символизирует «емлю. ѕеревернутые цветы выгл€д€т так, будто столпы «емли поддерживают Ќебо.

“ычинки тоже полны символики.  огда сливы в полном цвету, это означает стадию (развити€], называемую лао€н — «возмужалый ян». ≈сли распустившиес€ цветы до первой стадии ув€дани€ — тычинок семь.  огда же цветы ув€дают, они символизируют лаоинь и тычинок тогда шесть. 

ѕолураскрывшиес€ цветы, символизируют шао€н — «меньший ян», и тычинок тогда три. 

÷веты, частично ув€дшие, олицетвор€ют шаоинь— «меньшую »нь». “огда тычинок бывает четыре. 

Ѕутоны символизируют неразделенное состо€ние Ќеба и «емли — тычинки еще невидимы, но их основа (ли) уже существует внутри них. ѕоэтому рисуют один пестик и дм чашелистика, ибо Ќебо и «емл€ еще не отделились друг от друга, а человек, олицетворенный третьим чашелистиком, еще не по€вилс€. 

÷веток с черенком и чашечкой символизирует размежевание Ќеба и «емли, когда €н н инь разделились, циклы цветени€ и ув€дани€ бесконечно продолжаютс€. ќни символизируют естественное развитие всех вещей.

 

-------------------

 

»звестны восемь положений цветов сливы «мэйхуа»: обращенные вверх, повернутые, изображенные пр€мо, склоненные, раскрытые, опадающие, полуоткрытые, сбрасывающие лепестки. 

 огда много цветов, они не должны казатьс€ нагроможденными, но не надо размещать их редко и разбросанно. ÷веты сливы с тонким ароматом, они чисты, как €шма. ƒва одиноких цветка растут на вершине дерева, высоко и спокойно, кончик веточки подобен колючке, он походит на веточку грушевого дерева.

Ќачинай писать цветы с их сердцевины — одна имеет форму монеты с отверстием в середине. —емь сильных тычинок как усы тигра. ѕестик большой, и вокруг него тычинки поменьше. ѕыльник пиши точками, как зернышки перца или глазки краба, чем усилишь тонкую красоту цветов.

„то же касаетс€ туши, то чашечку следует делать темной.  ора дерева тоже темного тона. ћолодые веточки и верхушка — более светлых тонов, места, где соедин€ютс€ веточки, тоже посветлее. —твол старого дерева пиши полусухой кистью.  олючки нужно добавить в пустых местах около узлов и разветвлений — штрих подобен чешуе. —уществует столь же много приемов изображени€ бутонов дерева «май», как и цветов. »звилиста€ и сучковата€ форма ствола и ветвей похожа на иероглиф «нюй» 4195696_IMG_4467ab (30x29, 1Kb)

≈сли помнить эти правила, можно создать удивительные, красивые формы.

ѕолностью замысел выразить трудно, «о главное — отточенность и строгость.

 









 

 

ќ том, как писал сливу «мэйхуа» “ан Ўу-€

 

÷веты очень разные — в них то п€ть, то четыре, то шесть лепестков, но обычно их п€ть. ј цветы с четырьм€ и шестью лепестками называютс€ «цзымэй». „тобы их писать, нужен дар природы, и другим путем этого не достичь. ¬ этом суть.

ѕобеги бывают старые и молодые, кривые и пр€мые, частые и редкие, гладкие и причудливые.  ончики ветвей могут быть подобны большой руко€тке или железной плетке, могут быть подобны изгибу журавлиной ноги или рогам дракона, рогам олен€, изогнутому луку или походить на удочку. ƒерево может быть большим и маленьким, может быть повернуто спиной, боком или лицевой стороной. ≈сли же говорить о цветах, то они бывают погожи и на зернышко перца и на глазки краба, а иногда на скрытую улыбку. ќни могут быть закрытыми, раскрытыми или опадающими. »х формы никогда не повтор€ютс€ — невозможно проследить все их разнообразие. —тарайс€ несколькими штрихами и небольшим количеством туши передать их сущность, руководству€сь при этом требовани€ми разума.

 

ѕосто€нно овладевай искусством кисти и тренируйс€ в нем.  онцентрируй душевные силы в груди, думай о форме цветов, о причудливости и упр€мстве ствола. Ќужно в замысле передать причудливость и силу структуры всего растени€. ј кисть и тушь должны быть свободны от напр€жени€ и застылости, корни и основание извилисты, а концы ветвей вырастают как крыль€ лет€щей птицы, головки цветов подобны иероглифу "пинь" 4195696_IMG_4470a (27x27, 1Kb) —реди ветвей выдели молодые и старые, а среди цветов — темные и светлые (мужские и женские — €н и инь). Ѕутоны присоедини сверху и снизу. ѕусть будут короткие и длинные ветви.

 аждый цветок прикреплен к своей чашечке, а чашечка непременно подобрана х веточке; веточки же пусть прикрывают сухостой. —ухостой кажетс€ похожим на чешую дракона или цилин€ (фантастическое животное древних китайских мифов), а цилинь покрыт древними рубцами. ƒве веточки пусть не будут одной высоты, цветок же пусть напоминает ножки бронзового треножника. „ашечка цветка пусть будет большой, чашелистик же — коротким. Ќа высоких ветв€х — цветы маленькие с удлиненной чашечкой и развитым венчиком. «аострени€ и провалы между ними не должны быть беспор€дочными. ќсобенно выдели тушью кончики веток: черенок цветка тоже должен быть темного тона.

—тарые сухие ветви создают впечатление свободы и непринужденности. »скривленные ветви пусть кажутс€ спокойными и неподвижными. ÷ветынапоминают издели€, вырезанные надрагоценного камн€, стебель сходен с драконом или пар€щим фениксом, он возвышаетс€ как холмы √у среди гор ёй. ќт одного взмаха кистью пусть рождаютс€ ветви, подобные извивающемус€ молодому дракону. –азве возможно изложить все разнообразие форм и положений?

 






 

 

„ашечка. ѕо форме она чаще всего близка гвоздике. „ашечки прикреплены к ветви и выход€т из нее одна за другой, то справа, то слева, но никогда друг против друга. „ашечку нужно писать точной, верной кистью. Ќе должно быть искривлений — если чашечка нарисована криво, то и цветы получатс€ кривыми.

 

ƒва ствола. —ливу «мэйхуа» еще называют деревом с двум€ стволами, поэтому ствол ее должен быть изображен разделенным на две самосто€тельные части, воспроизвод€щие €н и инь, одну большую, другую поменьше.одну справа, другую слева, что в свою очередь дает основу дл€ расположени€ ветвей спереди и сбоку. ¬етви инь не должны господствовать над ветв€ми €н. ћаленькие не должны забивать большие. ƒерево тогда будет изображено естественно.

 

“ри чашелистика. »зобража€ чашелистик, его нужно писать подобно иероглифу «дин» 4195696_IMG_4465a (27x26, 1Kb)— широкий вверху, узкий у основани€. ћесто, где два чашелистика смежаютс€, и есть основание венчика. ÷ветоножка, чашечка, чашелистик определ€ют форму цветка, и их нельз€ писать без взаимосв€зи.

 

„етыре направлени€. Ќужны четкие приемы расположени€ веток от основани€ к вершине, справа налево и слева направо.  аждый аспект необходимо учесть.

 

ѕ€ть лепестков. Ћепестки пиши наклонной кистью — они не слишком острые и не слишком закругленные.  огда цветы широко раскрыты, видны семь тычинок — все его элементы.  огда же цветы наполовину раскрыты, только часть их можно увидеть. ÷веты в полном расцвете - тычинки видны полностью.

 

Ўесть ветвей. —реди ветвей есть склоненные и приподн€тые, нависшие и пр€чущиес€ — одни разветвленные, другие сломанные. »х точно размести, внимательно изучи их расположение — какие сзади, какие спереди, у вершины и внизу, вместе и отдельно. “огда будет воплощена жива€ иде€ «рева.

 

—емь тычинок. “ычинки надо писать пр€мо сто€щей кистью. ѕестик в центре цветка длинный, без головки. —емь тычинок, окружающих пестик, различаютс€ по длине. ѕестик —его «плод» тычинки.

 

¬осемь видов пересекающихс€ ветвей. Ѕывают веточки с длинными кончиками и с короткими. Ќекоторые из них одинокие, другие — кустиком, одни — вместе, другие — отдельно. ѕорой они наклонены: иногда они странной, причудливой формы. —труктура к сущность каждой ветки, каждого наклона должны выполнены правильно, узлы должны следовать изгибам ветвей. ≈сли же придавать им произвольные положени€, требование формы будут нарушены.

 

ƒев€ть перерождение. ѕервое — его чашечка, потом — бутон, из бутона развиваетс€ форма с закрытыми лепестками.  огда же лепестки начинают выдел€тьс€, тогда чашечка постепенно раскрываетс€. ѕотом идет ступень полураскрывшегос€ цветка, а потом уже —полное цветение. ѕроцесс продолжаетс€ и в в€нущих цветах. ÷веты полуув€дшие, цветы ув€дшие — это превращение цветка сливы в зеленый плод.

 

ƒес€ть видов дерева майхуа. –ассмотрим различные виды деревьев «май», которые можно писать. —тара€ и высохша€ слива, молодые деревь€, богатые цветами деревь€, горна€ слива, «разреженна€ мэйхуа», дика€ слива, культурна€ слива, слива, растуща€ по берегам рек, садова€ слива и та, что растет в горшочках. ‘ормы их очень разнообразны, и различи€ надо точно передавать.

 






 

 

–азличные приемы письма дерева «мэйхуа»

 

—очетани€ цветов похожи на иероглиф «пинь» 4195696_IMG_4470a (27x27, 1Kb), ветви извиваютс€, как иероглиф «ю» 4195696_IMG_4470ab (27x25, 1Kb), скрещивающиес€ стволы подобны иероглифу «€» 4195696_IMG_4470abc (28x26, 2Kb), концы же ветвей — иероглифу «€о» 4195696_IMG_4470abcd (25x24, 1Kb). ÷ветов может быть больше или меньше, но пусть они не будут в беспор€дке; ветви же тонкие, хрупкие не должны быть неестественными. ¬етвей изобрази побольше, а цветов — поменьше: тогда полностью воплотишь сущность природы. ≈сли изобразишь ветви старые, а цветы большие, то характер природы выразишь пышный, если же ветви хрупкие, а цветы тонкие, то и характер природы тонкий, сокровенный. —осредоточь внимание на соотношении высоких и низких ветвей, длинных и коротких, благородных и низменных. ¬етви бывают частыми итонкими в одних местах, редкими и толстыми — в других. ƒеревь€ могут сто€ть р€дом или на рассто€нии, находитьс€ в движении или в покое.

¬етви не должны выходить как бы из одной точки, цветы не должны расти р€дом, почки не должны располагатьс€ подр€д, деревь€ не должны соприкасатьс€. Ќежные склоненные ветви и сильные пр€мые пусть сочетаютс€, как военные и гражданские чиновники, и выдел€ютс€, подобно правителю среди своих подчиненных.

“аким образом, среди мелких ветвей — одни длиннее, другие короче, подобно родител€м среди детей.

—реди почек есть парные, подобные мужу и жене, или €н и инь.

 

















 

 

Ќаставлени€ ’уа √уан-чжана о том, как писать «мэйхуа»

 омпону€ чашечку и чашелистики, непременно изобрази их правильно и точно — чашечка удлиненна€, чашелистик правильной формы, а тычинки острые. ≈сли чашечка нарисована в фас, то, значит, и весь цветок в фас, если же чашечка чуть в сторону, то и весь цветок наклонен. ¬се ветви не могут сто€ть пр€мо, цветы тоже не могут все располагатьс€ симметрично. ≈сли цветов много, «е должно быть тесно, если же их мало, пусть не будет пустот. —ухие ветви никогда не должны вызывать ощущени€ густоты, искривленные же ветви пусть не вызывают ощущени€ раст€нутости. ÷веты между собой св€заны; ветви также об€зательно располагай соответственно. ћысли пусть будут медленными, рука — быстрой; тушь пусть будет светлой, а кисть — насколько возможно сухой. ÷веты должны быть округлыми, но не до такой степени, чтобы казатьс€ абрикосом, ветви — тонкими, но пусть не кажетс€, что это ива. „истота бамбука и стойкость сосны пусть пронижут цветы «мэйхуа».

 








 

 

ќбщие сведени€ о приемах письма сливы «мэйхуа» ян Ѕу-чжи

 

 огда стебель молодой, то и цветы маленькие; когда концы ветвей свежие, то и цветы пышные; когда ветви перекрещиваютс€ — цветов много нагромождено, а если ветви торчат отдельно — цветов и бутонов тоже немного. —тебель пиши изогнутым, словно дракон, и крепким, как железо. ¬етви же длинные подобны стрелам, а короткие — трезубцу.  огда они вверху свитка, то верхушку постарайс€ изобразить, но если не много места — не рисуй верхушку.  огда же «мэйхуа» на крутом обрыве или на берегу потока, то ветви причудливой формы, а цветы редки — почаще изображай бутоны и полураскрывшиес€ цветы.  огда же «мэйхуа» на легком ветру или под дождем, то ветви ленивые, спокойные, а цветы пышные, роскошные. ≈сли же они в легкой дымке, то ветви пиши очень тонко, а цветы очень нежно. ѕусть кажетс€, что цветы сдерживают смех, и ветви рисуй в изобилии. ≈сли же «мэйхуа» на сильном ветру или под снегом, то ветви наклонены, стебель кажетс€ старым, а цветы редки.  огда солнце отражаетс€ от нее, линии ветвей строже и пр€мее, а цветы из€щны и льют аромат. 

 

 













 

 

¬ живописи «мэйхуа» существует п€ть важнейших моментов.

 

ѕервое— ствол древний, сучковатый и искривленный от старости.

¬торое— главные ветви сплетаютс€ в причудливой форме, сильно повернутые в отдельных местах и пересекающиес€ в других.

“ретье — ветви €сно видны, они не должны сливатьс€.

„етвертое— кончики веточек сильные, их из€щество заключаетс€ в твердости.

ѕ€тое— цветы должны быть необычными, милыми и элегантными до последней детали.

 

 

 

------------------------------------

heart

ƒополнительный материал:

 

 нига ќрхидей. „ - I

смотрите здесь…

4195696_0_f13cb_eb38142c_orig (200x200, 26Kb)

 нига Ѕамбука.„ - II

смотрите здесь…

4195696_102131760_4195696_bam_1 (200x200, 25Kb) 

–исуем Ћотос.

смотрите здесь…

4195696_0_1389ad_db37df_orig (200x200, 32Kb)

 

 

 

 

—ери€ сообщений "натюрморт,цветы":
„асть 1 - восхитительные цветы от Mary Kay Krell
„асть 2 - натюрморт
...
„асть 41 - розы норвежского художника Franz Didrik Boe
„асть 42 - Ќатюрморт в бордовых тонах
„асть 43 -  нига Ђћэйхуаї. "„етверо благородных" „асть - III.
„асть 44 - цветочное -бельгийский художник ѕитер ¬агеманс
„асть 45 - ¬оздушна€ розова€ маги€ La Fe. √алере€
„асть 46 - ÷веточный рай художника Paul de Longpre (1855Ц1911)
„асть 47 - натюрморты Lena Liu.

–убрики:  библиотека по рукоделию
учимс€ рисовать
ћетки:  

ѕонравилось: 2 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку