-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в limada

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2011
Записей: 17800
Комментариев: 28617
Написано: 50538



Придворные дамы Российской империи

Вторник, 03 Января 2012 г. 08:10 + в цитатник
Цитата сообщения -KRASOTA- Придворные дамы Российской империи

Придворные дамы Российской империи — дамы, состоявшие в придворном штате при императорском дворе и имевшие дамские звания (чины).
Список_фрейлин_русских_императриц
Придворные женские чины были введены императором Петром I в «Табели о рангах» 24 января 1722 года.
...................................
Художник Louis-Michel van Loo Портрет княгини Екатерины Дмитриевны Голицыной (1720–1761), урожденная Кантемир, жена Д. М. Голицына (1721-1793)
Louis-Michel_van_Loo_Princess_Ekaterina_Dmitrievna_Golitsyna (681x700, 136Kb)
Прежний теремной царицын штат, состоявший из боярынь, мамушек, кормилиц, постельниц и т. д. был превращен в строгий иерархический порядок
...................................

Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800
Dmitry_Levitzky_003 (700x688, 120Kb)
Художник François-Hubert Drouais Дарья Петровна Чернышёва, в замужестве Салтыкова (1739 - 1802)
Drouais_Darya_Chernysheva (675x700, 207Kb)
Художник Йозеф Грасси Портрет Александры Браницкой
Alexandra_Branicka_by_Grassi (700x697, 120Kb)
Новые чины имели немецкое название, но на их учреждение имел влияние и французский двор, который император наблюдал самолично
обер-гофмейстерины
жены действительных тайных советников (II класс)
действительные статс-дамы
действительные камер-девицы (IV класс), равный рангу жен президентов коллегий
гоф-дамы (V класс), равный женам бригадиров (не получил значительного распространения)
гоф-девицы (VI класс), равный женам полковников (не получил значительного распространения)
камер-девицы
Художник I. Bajenov Countess Anna Orlova
Anna_Orlova_2 (697x700, 117Kb)
На практике уже во второй четверти XVIII века получила применение несколько дополненная и измененная номенклатура дамских придворных званий (первые четыре звания в течение XVIII века имели всего 82 лица; на 1915 год — 18 человек):
обер-гофмейстерина
гофмейстерина (с 1748 года)
статс-дама (в 1796 году их 12)
камер-фрейлина (камер-девица) (с 1730 года; в 1796 году не упоминаются, следующий раз упомянуты в 1834 году)
фрейлина (с 1744 года; в 1796 году их 12).
Художник Franz Xaver Winterhalter Елена Павловна Бибикова (1812-1888)- падчерица А.Х.Бенкендорфа, фрейлина, статс-дама; в первом браке Белосельская-Белозельская, во втором Кочубей
PrincessKotschoubey (700x662, 151Kb)
Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий Борщова, Наталья Семёновна 1776
399px-Borschova_by_levitskiy (550x689, 118Kb)
Художник Vladimir Lukich Borovikovsky Портрет княгини А.П. Гагариной, урожденной Лопухиной. 1801
487px-Lopukhina (691x700, 112Kb)
За Петром I продолжил уточнение служебной иерархии Павел I, поставив во главе придворного женского штата обер-гофмейстерину, в распоряжении которой находились гофмейстерина, 12 статс-дам и 12 фрейлин.
Художник Vladimir Lukich Borovikovsky (1757–1825)
Родзянко Екатерина Владимировна (1794-1877), ур.Квашнина-Самарина. С 1818 года жена генерал-майора Михаила Петровича Родзянко. Фрейлина, позже начальница Училища ордена св. Екатерины в С.-Петербурге.

460px-BoroovikovskiyV_PtERodzenMIN (672x700, 148Kb)
Фрейлина — было званием, жалующимся наиболее часто (1881 год: 189 фрейлин из 203 придворных дам со званиями; 1914 год: 261 из 280). Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть только незамужние. Лишь немногим из них после замужества давалось более высокое звание; остальные по выходе замуж отчислялись от двора. В 1826 году Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Часть «комплектных» фрейлин назначалась «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах (эти фрейлины назывались свитными). Из фрейлинской свиты назначались воспитательницы великих княжон.
Художник Karl Briullov Портрет Авроры Карловны Демидовой
Brullov_demid (700x679, 135Kb)
Ежегодно список фрейлин публиковался в адрес-календаре Российской Империи. Список строился по стажу пребывания во фрейлинском звании. П. Ф. Карабанов опубликовал в журнале «Русская старина» за 1870 и 1871 гг. известный, но изобилующий погрешностями список фрейлин XVIII века.
Художник Никитин Иван Никитич. Портрет княжны Смарагды(?) Марии(?) Кантемир. 1710-е - 1720-е. Мария Кантемир (1700-1754) - дочь господаря Дмитрия и сестра поэта Антиоха.
Maria_kantemir_(_)_by_i.nikitin (700x683, 120Kb)
Несмотря на то, что замужество автоматически вело к потере должности фрейлины (не считая камер-фрейлин), многие из них более известны под фамилией мужа. В списке приведены оба варианта — сначала девичья фамилия, фигурировавшая во фрейлинских списках, в скобках — фамилия в браке.
Художник Козин А. Княгиня Луиза Трофимовна Голицына (1810-1876), ур. Баранова. Дочь Т.О.Баранова (1779-1828) и Ю.Ф.Адленберг (1789-1864), жена Михаила Федоровича Голицына (1801-1871)
Luisa_Golitsyna (589x700, 123Kb)
Камер-фрейлины — фрейлины более высокого ранга (обычно 2-5 человек), приравнивающиеся в придворной иерархии к статс-дамам.
Художник Орлов Пимен Никитич Портрет Марии Аркадьевны Бек, ур.Столыпина (1819-1889), во втором браке Вяземская
Orlov_P_N_Portret_M_A_Bek (700x651, 146Kb)
Статс-дамы — вторая по численности группа дам (1914 год: 14 человек), как правило — жены крупных чинов. Большинство из них было «кавалерственными дамами» — имели орден Святой Екатерины или другие награды. Многие из них числились в отпуску. Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определенных обязанностей при дворе не несли.
Художник Алексей Петрович Антропов Портрет Анны Карловны Воронцовой (в девичестве Скавронской), вдовы бывшего канцлера Михаила Илларионовича Воронцова
Anna_vorontsova (663x700, 125Kb)
Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшим одноименные придворные должности и заведовавшим придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию. С 1880-х гг. этих званий никто не имел, а соответствующие должности исполняли лица из числа статс-дам, а при дворах великих княгинь — даже дамы, вообще не имевшие придворных званий. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство.
...................................................
Художник Жан де Самсуа. Портрет М.П.Салтыковой - "Осень", 1756. Матрена Павловна Салтыкова (ок. 1730-1813), дочь П.Ф. Балка-Полева от брака с М.Ф. Полевой, с 1750 жена С.В. Салтыкова (1726-1776)
504px-Jean_Samsois07 (697x700, 176Kb)
Художник Жан де Самсуа. Портрет графини М.Р. Воронцовой - "Огонь". Мария Романовна Воронцова (1738-1765), жена П.А. Бутурлина
483px-Jean_Samsois09 (688x700, 233Kb)
В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые золотом и серебром платья строго установленного (в 1834 г. Николаем I) фасона, цвета и материала. Гофмейстерины, статс-дамы и фрейлины носили на правой стороне груди портрет императрицы (т. н. «портретные дамы»). Фрейлины получали и носили шифры императриц или великих княгинь, при которых они состояли. В XVIII в. привилегией фрейлин было право носить локоны.
Художник Franz Xaver Winterhalter Princess Elizaveta Esperovna Troubetzkaya, formerly Princess Belosselskaya-Belozerskaya 1859
Princess_Elizaveta_Esperovna_Troubetzkaya,_formerly_Princess_Belosselskaya-Belozerskaya_1859_Princess_Elizabeth_Esperovna (700x651, 147Kb)
Основанный при Екатерине II в 1764 году в Санкт-Петербурге Смольный институт стал «школой» будущих фрейлин, поступавших к императорскому двору.
Институт благородных девиц
Пажеский корпус
Многие из фрейлин становились фаворитками императоров
...................................
История
Личность
Красота
Женский образ
Портрет
Женщина
Дамы
Красавица
Этикет
Геральдика
История слов

Серия сообщений "История":
Часть 1 - История замка
Часть 2 - Замки Лауры
...
Часть 13 - НЕФЕРТИТИ И ЭХНАТОН: ЕГИПЕТСКИЕ СТРАСТИ
Часть 14 - Велесовы святки. Пора самых волшебных дней в году
Часть 15 - Придворные дамы Российской империи
Часть 16 - Дамские сумочки из собрания Н. Л. Шабельской
Часть 17 - сергей есенин и его женщины
...
Часть 26 - Фероньерка придает утонченность женскому облику...
Часть 27 - Фаина Раневская. Дневник на клочках.
Часть 28 - Об истории декупажа

Рубрики:  живопись/прекрасные дамы
Метки:  

Понравилось: 2 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку