-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в limada

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.05.2011
«аписей: 17495
 омментариев: 28196
Ќаписано: 49799

»скусство –ене Ћалика

ѕ€тница, 19 ќкт€бр€ 2012 г. 15:57 + в цитатник

 

вишенка

"”крашение - это "каприз, застывший в своем полете". √армонично слива€сь с женщиной, станов€сь ее частью, украшение лишь одним своим присутствием оберегает ее чувства и воплощает ее добродетель.  ольца, подвески, амулеты, сочета€сь с образом их обладательницы, могут рассказать и о ее душе.  огда драгоценность €вл€етс€ произведением истинного художника, она несет в себе нечто особенное, свойства, присущие несравненному талисману. ѕроизведение искусства, составл€ющее единое целое с женщиной, возможно, дарит ей новые чувства, ощущение независимости и превосходства. ќна более не объект дл€ украшений, отныне она сама их выбирает и останавливает свой взор на художнике, который достоин прославл€ть ее своим талантом." Mathey



–ене Ћалик родилс€ в 1860 году и провел детство в ѕариже и в любимой с детства Ўампани. ќн писал: " “ам € ощущал желание отрешитьс€ от всего. “ам под сенью огромных деревьев мой родины сердце покидали печали, и все, казалось, говорило о любви". 
ƒекоративный €зык произведений Ћалика сложилс€ под вли€нием его детских зарисовок окружающей среды, повторенных на прот€жении многих лет в многочисленных набросках, в подготовительных рисунках и ставших питательной средой дл€ его необычных творений.

≈го рисунки, этюды, фотографии были не просто методичной фиксацией материала, сделанной с научной строгостью, а скорее сокровенным постижением тайн природы и глубоким самовыражением, потому что в малом отражаетс€ большое, в детали - целое. Ётот безусловный принцип целостности в искусстве, €вл€ющийс€ выражением его символической природы как таковой, совпал не только с природой стил€ модерн, но и с творческой натурой Ћалика-художника: "ћое воспри€тие природы - это сама жизнь моего духа: € чувствую, что € нахожусь в ней. –исовать пейзажи, которые € вижу, в соответствии с тональност€ми, которые € наблюдаю, - значит раскрывать секрет моей души. ѕрирода - это символ моей сущности и моей жизни". 

–ене Ћалик и его супруга, јлиса Ћедрю, сент€брь 1903 г.



–ене Ћалик стал поистине "законодателем новой эпохи" в ювелирном деле. ќн начал создавать нечто совершенно новое в этой области в 1890 году и работал примерно до конца первого дес€тилети€ ’’ века.  ак заметила ¬ивьен Ѕеккер, "Ћалик боролс€ за то, чтобы подн€ть ювелирное дело на новый уровень, способству€ таким образом рождению совершенно новой художественной формы - синтеза всех искусств: литературы, поэзии, живописи, скульптуры, фотографии и искусства создани€ ювелирных украшений". 







–исунки двух головных уборов дл€ —ары Ѕернар в роли “еодоры в спектакле "“еодора" ¬. —арду.





–ене Ћалик использовал все технические возможности эмали, ее сверкающую и разнообразную палитру, ее взаимодействие с золотом, реже с серебром, а также бриллианты и, главным образом, цветные камни, чтобы передать жизнь растений и цветов, часто ассоциирующихс€ с женскими лицами. 



≈ще один любимый и часто использовавшийс€ Ћаликом в ювелирных издели€х материал – рог. ≈го необыкновенна€ текстура и прозрачность особенно восхищали мастера. ќказалось, что при различной толщине пластинки рога дают различные оттенки цветов, чем художник с успехом пользовалс€ при создании новаторских украшений.
»здели€ из рога позвол€ют проследить, как развивалс€ интерес Ћалика к темам природы – растительного и животного мира; в них особенно заметно вли€ние €понского искусства, мода на которое распространилась по всей ≈вропе в середине ’I’ столети€, когда япони€ открылась западному миру.
»менно гребень €вл€етс€ ключевым элементом дамских туалетов в —тране восход€щего солнца. ќ вли€нии €понских мотивов на художественное творчество тех лет €рко свидетельствуют слова јнри ¬евера: «Ќе то чтобы мы вдруг начали использовать работы €понцев в качестве моделей; они просто стали насто€щими путеводными знаками , возвращающими нас к взаимодействию с природой, от которой все мы дружно отвернулись начина€ с эпохи —редневековь€».
Ћалик довольно часто использовал в декоре своих гребней насекомых, поскольку их изображени€ на €понских гравюрах и в книгах заполонили в то врем€ европейские галереи и книжные магазины и вли€ние их на сознание европейских умов было огромным.





¬ поэтической вселенной Ћалика с ее символами и чудесными превращени€ми нашлось место и дл€ животных. ќни были наделены активностью, которой Ћалик лишил образы людей. Ѕеспокойные насекомые копошатс€ на поверхности ювелирных изделий, брошей, гребней, украшений дл€ корсажей: осы, жуки-олени ... они пересекаютс€ с лет€щими птицами, ласточками, дневными бабочками и ночными летучими мышами.









∆енщина была одновременно объектом и сюжетом украшений Ћалика, она стала источником множества интерпретаций и метаморфоз, порожденных не только символизмом, но и легендами античности. ћы встречаем сирену со стру€щимис€ волосами, часто находим таких странных существ, как превращенную в стрекозу женщину, как бы рождающуюс€ из пасти дракона с безм€тежным выражением ¬енеры Ѕоттичелли и женщину-стрекозу, образцом дл€ которой послужила Ћуа ‘юллер. 















–ене Ћалик создал множество женских образов, вырезанных на тончайших пластинах из слоновой кости и на таких матовых камн€х, как халцедон и удивительный зеленый хризопраз.









ƒиадема дл€ спектакл€ "Ѕереника".



¬ 1908 году Ћалик арендовал стекольный завод в  омб-ла-¬илле, недалеко от ѕарижа, чтобы разместить там промышленное оборудование, способное выпускать флаконы дл€ духов, такие декоративные предметы, как вазы, бутылки, предметы дл€ бюро и туалетных столиков, лампы, в которых он обратилс€ к сюжетам, характерным дл€ украшений: женщине и природе, флоре и фауне. ¬ своем новом ремесле, в работе со стеклом, он использовал методы, найденные им в работе с украшени€ми. Ћалик имел дело со стеклом в холодном и в гор€чем состо€нии в зависимости от желаемого результата. ќн изобрел новые методы, внедрил производство стекла в историю промышленности ’’ века.







Ќочник "ƒва павлина", ‘ранци€, модель создана в 1920 г.





јбажур «÷веты», пожалуй, самый €ркий образец из всего огромного разнообрази€ изделий из стекла, созданных –ене Ћаликом. јбажур округлой формы из белого матового стекла полностью покрывает окрашенный рельеф из полевых цветов разных оттенков €нтар€ со всеми тончайшими детал€ми. Ёто произведение искусства вновь и вновь демонстрирует чувство глубокой прив€занности художника к природе, и в особенности к полевым цветам, которыми он всегда любил себ€ окружать.  ак мы узнаем от јнри ¬евера, «…все дни Ћалик проводил за рабочим столом с кистью или резцом в руке. ј вокруг него, на каждом горизонтальном участке мебели или по всем углам комнаты были в огромных количествах расставлены цветы, которые он любил с самого детства».





»нтересны слова, которыми Ћалик как бы невзначай обмолвилс€ в письме жене от 1895 года: «я все же подобрал дл€ ¬ас книги, которые будут посланы завтра; среди них одна ќскара ”айльда, но им€ не определ€ет ценности произведени€». ÷енность, как считал Ћалик, обуславливаетс€ не прин€той иерархией, статусом имени или рыночной стоимостью материалов, а художественным чувством.

Ќа открытии ретроспективной выставки –ене Ћалика в ћузее декоративных искусств в ѕариже в 1933 году јнри  лузо, подвод€ итоги целого периода конца ’I’ – начала ’’ века, именующегос€ во ‘ранции ар нуво, назвал его «эпохой Ћалика».

http://provintage-ru.livejournal.com/12734.html

–убрики:  искусство /прикладное искусство(антквариат)


ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Loversblog   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 ќкт€бр€ 2012 г. 19:41 (ссылка)
–ука мастера!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
limada   обратитьс€ по имени —уббота, 20 ќкт€бр€ 2012 г. 16:37 (ссылка)

ќтвет на комментарий Loversblog

Ёто точно!”дачи ¬ам!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку