-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в limada

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.05.2011
«аписей: 17457
 омментариев: 28124
Ќаписано: 49689

ћасленичные обычаи .√адание на блинах

—реда, 15 ‘еврал€ 2012 г. 08:34 + в цитатник

 

C 20 по 26 феврал€ — весЄла€ ћасленица!

                                      ак на масленой неделе 
                                     »з трубы блины летели! 
                                     — пылу, с жару, из печи, 
                                     ¬се рум€ны, гор€чи! 
                                                ћасленица, угощай! 
                                                ¬сем блиночков подавай. 
                                                — пылу, с жару — разбирайте! 
                                                ѕохвалить не забывайте!
 
 
 
 
 

ћј—Ћ≈Ќ»„Ќџ≈ ќЅ–яƒџ

ћасленичные обр€ды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обр€дов, которые должны были способствовать получению богатого урожа€. ѕоэтому в основе ћасленицы лежит иде€ встречи-проводов, котора€ прослеживаетс€ во всех обр€дах, будь то кукольные комедии или приготовление кулинарных блюд. 

ѕоминальные обр€ды 

  поминальным обр€дам относитс€ сжигание чучела, выпекание блинов и приготовление другой поминальной пищи. “акой, например, как рыба, котора€ в силу своей немоты осмысливалась в народной культуре как одна из ипостасей душ умерших. ƒа и снег тоже считалс€ воплощением душ умерших, поэтому он использовалс€ дл€ гаданий, а блины на масленицу замешивались на талой снежной воде. 

— поминальным комплексом обр€дов св€заны и запреты на выполнение в этот период определенных хоз€йственных видов работ, причем исключительно женских, таких как пр€дение и ткачество. 

Ёти запреты объ€сн€лись бо€знью навредить незримо присутствующим р€дом душам умерших людей. ќсобенно эти запреты касались вечернего времени, из-за чего все вечера на масленицу назывались св€тыми. 

Ќарушение запрета грозило бедами и непри€тност€ми не только дл€ людей, но и дл€ скота. 

ћасленичные костры - это тоже поминальный обр€д, так как они служили своего рода приглашением умерших предков к обильному ужину накануне поста. 

“о есть, русска€ масленица по сути своей €вл€етс€ аналогом ’эллоуина, ведь целью обоих праздников €вл€етс€ "задабривание" духов на целый год вперед. 

Ѕрачно-семейные обр€ды 

ƒругой важнейший масленичный комплекс обр€дов св€зан с брачно-семейной тематикой, т.к. считалось, что брачные отношени€ должны были способствовать пробуждению земли и росту растений, обеспечивать будущий урожай. 

ћолодоженам устраивали "смотрины", ставили их к столбам у ворот и заставл€ли целоватьс€ у всех на виду, а женщинам, состо€щим в браке первый год, устраивали испытани€ посложнее: например, запр€гали их вместо лошадей в сани и заставл€ли с песн€ми и прибаутками катать подруг по селу. 

Ќа масленицу теща приглашала молодых в гости "на блины" и должна была помазать голову з€т€ маслом, "чтоб был ласковым и к жене так же примаслилс€". 

≈ще один масленичный обр€д - наказание не вступивших в брак в виде подвешивани€ колодки: на шею холостому парню или незамужней девушке подвешивалось полено, которое символизировало недостающую "половинку". — этой "парой" Ќаказанные должны были ходить целый день до вечера и терпеть бесконечные насмешки. 

«емледельческие обр€ды 

“ретий комплекс масленичных обр€дов - это земледельческий комплекс. 

¬се эти обр€ды св€заны не с хлебными злаками, а с волокнистыми - льном и коноплей. 

  таким ритуалам относитс€ катание с гор: считалось, что кто больше раз скатитс€ с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататьс€ "на долгий лен". 

Ћен и конопл€ - растени€ так или иначе св€занные с женским трудом, поэтому в большинстве случаев масленица воспринималась как женский праздник, и в большинстве обр€дов женщинам отводилась главна€ роль (золовкины посиделки, тещины блины и т.д.).

»√–џ Ќј ћј—Ћ≈Ќ»÷”

 атание 

 атались всю неделю, начина€ с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста.  атались с гор на лед€нках, на кон€х по деревне, на озере. ∆енщины катали детей - дл€ того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". ѕразднична€ форма катаний - "наперегонки". 

–итуальна€ игра 

ќдна из обр€довых игр в ћасленицу - " шелыга "("хохлата€ шелыга"). –итуальные бесчинства - таскали по деревне соху, лодку (принесут тем, кто дружит между собой), на крыши домов бороны затаскивали. 

—ожжение чучела зимы 

—ожжение ћасленицы - в последний день. "’лам" и дрова на костер собирали по деревне. ”частники обр€да: дети, женщины, старухи. ∆гли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепл€€ на высоких коль€х, жерд€х, стволах сухих деревьев (сосен). 

"„”„≈Ћќ" - пук соломы в платке, зав€занном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем", и внутри зажигали огонь. — заранее подготовленным чучелом озоровали на неделе, подвод€ под окна и пуга€, и лишь затем сжигали.   костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, пл€сали (часто также встречаетс€ упоминание о пл€ске на перекрестках). ” костра кричали:"ѕрощай, ћаслена ерзова€!", "√ори-гори, ћасленца, чтобы не погасла!  уды дым, туды блин, туды ћасленка!" и прощались друг с другом. «ажигание костров могло объедин€тьс€ с катани€ми: сооружали ворота, оборачивали их соломой и зажигали, через них проезжали на лошад€х. 

 онь и ¬садник 

÷ель - свалить противников на землю - хот€ бы верхнего. ќчень много от "кон€" зависит. 

÷еловальник 

ќдносельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. ћолодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в сан€х, а на бороне. 

“€гание 

ѕарню или девушке к ноге прив€зывали "колодку" - кусок дерева, ветку, ленту и др. и заставл€ли некоторое врем€ ходить с ней. „тобы отв€зать колодку, наказанные откупались деньгами или угощением.

ћасленичное гадание на блинах

≈сли любимый объедалс€ блинами с икрой, о нем судачили, что он надежен: способен обеспечить жену и детей всем необходимым, завести и приумножить хоз€йство. Ќо в то же врем€ он был суровым – ни на какую ласку будущей жене рассчитывать не приходилось.

 

≈сли возлюбленный предпочитал блины с красной рыбой любой другой начинке, он обещал быть ласковым, нежным, добрым. ќднако о его способност€х хоз€ина и защитника говорить не приходилось – у него их попросту не было.

 

≈сли избранник любил блины с творогом, он считалс€ добрым и заботливым.

 

—метаной поливал блины человек без собственного мнени€, очень завис€щий от чужой мысли и позиции.

 

ƒобавл€л растопленное сливочное масло к блюду жених нежный и ласковый, способный на пылкие и глубокие чувства, однако не умеющий вести хоз€йство.

 

ѕосыпал сахаром блины любитель комфортной семейной жизни. ќн обожает детей и предпочитает иметь их как минимум п€теро, однако об их воспитании он особо не заботитс€, довер€€ это дело жене.

 

Ѕлины с €йцами предпочитают занудные и ворчливые мужчины. ќни домоседы, скр€ги и не любители напр€гатьс€, даже в постели.

 

Ѕлины с вареньем и медом люб€т красавцы, добр€ки, лидеры – они самые подход€щие кандидаты в мужь€, о которых говоритс€ «золота€ середина».

 

—ери€ сообщений "»стори€":
„асть 1 - »стори€ замка
„асть 2 - «амки Ћауры
...
„асть 16 - ƒамские сумочки из собрани€ Ќ. Ћ. Ўабельской
„асть 17 - сергей есенин и его женщины
„асть 18 - ћасленичные обычаи .√адание на блинах
„асть 19 - Ѕлин кругл, как насто€щее щедрое солнце....
„асть 20 - –усский авангард от  арла ‘аберже
...
„асть 26 - ‘ероньерка придает утонченность женскому облику...
„асть 27 - ‘аина –аневска€. ƒневник на клочках.
„асть 28 - ќб истории декупажа

—ери€ сообщений "Ќародные приметы":
„асть 1 - Ќародные приметы
„асть 2 - чистка дома
...
„асть 15 - —в€точные гадани€
„асть 16 - –итуал на прибыль в магазине
„асть 17 - ћасленичные обычаи .√адание на блинах
„асть 18 - Ѕлин кругл, как насто€щее щедрое солнце....
„асть 19 - –итуалы со свечами дл€ исцелени€ от болезней
...
„асть 47 - Ѕросаем монетку на исполнение желани€...
„асть 48 - «аговоры на привлечение денег, на исполнение желаний
„асть 49 - ѕ–»√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»≈ „≈“¬≈–√ќ¬ќ… —ќЋ».

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку